Археология в Якутии

Стоянка Белькачи

В среднем течении Алдана (1 084 километров от устья), вблизи расположенного на левом берегу поселка Белькачи, на границе Алданского и Усть-Майского районов на протяжении нескольких десятков километров находятся устья впадающих рек — Улахан-Эльге, Белькачи, Кюндеки и других, менее заметных.

2013-08-16__08-26-54

Окрестности села Белькачи
Фото: Сергей Шинкарев

В их заросших кустарником долинах водятся лоси, много водоплавающей и боровой дичи. На водоразделах, в тайге постоянно обитают бурые медведи. Встречаются северные олени, косули, кабарги, а сами реки и озера изобилуют рыбой. Все это привлекало древнего человека, который выбирал для поселения удобные площадки, расположенные на высоких склонах берега.

Пройдя летом 1964 года вдоль правого берега реки Улахан-Эльге, археологи зафиксировали 15-метровую высокую пойму, 18-и 25-метровые террасы, где могли быть расположены жилища древних людей. На всех террасах были найдены культурные остатки, которые назвали стоянками Белькачи I — III и Эльге I — II. Находки свидетельствовали, что по мере колебания уровня Алдана древние люди быстро переносили свои жилища с поймы на надпойму или наоборот и, таким образом, без затруднительных дальних переходов всегда находились рядом с водой.

Палеогеографическая реконструкция, основанная на множестве научных данных, показала, что значительных изменений рельефа, климата и животного мира в окрестностях села Белькачи за последние 10 тысяч лет почти не произошло. Благоприятные природные условия привлекали сюда человека на протяжении всего этого длительного периода. Поэтому на многослойной стоянке Белькачи I, приуроченной к высокой пойме, в ходе раскопок 1965 — 1968 годов были обнаружены остатки деятельности человека за последние 10 тысяч лет, которые залегают в 23 культурных слоях. Это позволило разработать четкую периодизацию археологических культур для всей Северо-Восточной Азии.

Раскопки у села Белькачи охватывали площадь в 600 м2. Многослойную стоянку Белькачи I исследовали одновременно с археологами геологи, палеоботаники, палеонтологи, мерзлотоведы. Начиная с глубины от 1 м культурные остатки залегали в скованных вечной мерзлотой отложениях. Они были разобраны в мерзлоте вручную до глубины 7 м — в раскопе, а в стратиграфических траншеях — до глубины 14,5 м.

Результаты изучения археологических материалов стоянки Белькачи I и полученные выводы вошли в отечественную и мировую археологическую науку после первых научных публикаций уже в 1966 году. В 1969 году увидела свет монография Ю.А. Мочанова «Многослойная стоянка Белькачи I и периодизация каменного века Якутии».

Многослойная стоянка Белькачи I

Многослойная стоянка Белькачи I
Река Алдан, Якутия, 1966 год

Затем научные статьи о стоянке Белькачи I были опубликованы в США, Канаде, Японии и Чехословакии.

Большое значение для превращения многослойной стоянки Белькачи I в стратотип для археологических памятников сначала Алдана, затем всей Якутии и в конечном итоге для большей части Северо-Восточной Азии имели 26 радиоуглеродных дат, полученных из ее различных слоев. Особенно ценно то, что большинство датированных находок и образцов последовательно залегали одна над другой. В 1970 году, когда были опубликованы все радиоуглеродные даты по стоянке Белькачи I, ни один археологический памятник, по крайней мере в СССР, не имел подобной радиоуглеродной колонки!

В соответствии с четкой стратиграфией стоянки Белькачи I и полученными радиоуглеродными датами Юрий Мочанов смог хронологически расположить полученные многочисленные археологические материалы и выделить основные археологические культуры.

За прошедшие со времени открытия 45 лет в Якутии и соседних с ней областях были открыты многие археологические памятники. Их изучение подтвердило предложенную Ю.А. Мочановым периодизацию каменного века Якутии.

Светлана Федосеева
доктор исторических наук

KrMIDEf

Светлана Федосеева. 1959 год

Добавить комментарий