Археология в Якутии

Культ священного коня

Археологи Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е.М. Ярославского много лет изучают эпоху Средневековья, памятники, связанные с истоками якутского этноса и временем прихода народа саха на Среднюю Лену. Кроме смутных легенд и преданий, богатый материал на эту тему дают древние якутские захоронения XV – XVIII веков, часто сопровождаемые погребениями коней.

Священное животное у древних якутов — конь. Культ коня прослеживается во многих сферах жизни, в том числе в верованиях. Наглядно проявляется он и в погребальном обряде.

По убеждению древних якутов, жизнь человека, плодородие почвы, средства существования во многом зависели от небесных божеств и иччи — духов местности, а всякие болезни, недуги, эпидемии причиняли абаасы Нижнего и Среднего миров. Обращение к божествам, или абаасам, сопровождалось задабриванием в виде жертвоприношения почитаемого скота, предпочтительно лошади.

Археология в Якутии

Останки жертвенной лошади. 
Среднеколымский улус, Якутия

Обряд жертвоприношения совершал только шаман. На сучке лиственницы между двумя рассохами насаживалась деревянная стрелка куочай и голова жертвенного животного.

Такое священное дерево называлось юрэх. Практиковался также обряд подвешивания головы, шкуры лошади вместе с копытами и хвостом на шаманском дереве. Перед ритуалом жертвоприношения ноги избранного животного связывали веревками, затем лошадь опрокидывали на спину или на бок, на груди или на шее делали надрез, куда знающий человек просовывал руку и вырывал сердце либо вскрывал воротную вену. При разделке соблюдали общий обычай — сатаа быысыы (умелое расчленение). Тушу разделывали только ножом, не ломая кости, отделяя части по суставам и связкам.

Археология в Якутии

Кэрэх со шкурой лошади

Обычай жертвоприношения лошади у современных якутов сохранился только в Среднеколымском улусе. В селении Ёлёёке Кюслэ на похоронах принято убивать лошадь, угощать всех мясом, а голову, шкуру и копыта вешать возле кладбища на лиственнице, направлением на восток. Перед этим коня снаряжают в ездовое убранство, кто-нибудь садится на него и ездит по тем местам, где бывал умерший. Затем коня приводят на место погребения человека и закапывают ударом ножа между первым позвонком и затылком.

Жертвенная лошадь считается достойной особого погребения. В ходе изучения средневековых якутских могил накопился достаточный археологический и этнографический материал о различных ритуалах погребения коня.

Еще в 1938 году научный сотрудник Республиканского краеведческого музея И.Д. Новгородов описал в полевом дневнике наземный способ погребения коня в местности Холболоох в Бахсытсытском наслеге Чурапчинского района. На поверхности земли находились части деревянного настила из кругляков, на нем — обвалившиеся части бревенчатого сруба, внутри которого лежал абсолютно целый костяк коня.

Археология в Якутии

Процесс раскопок погребения XVII в. 
Местность Марба, Сунтарский улус

По преданиям, в этой местности еще до вхождения Якутии в состав России произошла межродовая стычка баягинцев и бахсытцев. Баягинцы потерпели поражение, при этом погиб их прославленный скаковой конь. Побежденные баягинцы, прежде чем покинуть место сражения, попросили у бахсытцев разрешения похоронить любимое животное. Победители, как истинные коневоды, дали возможность похоронить коня со всеми почестями.

В том же Бахсытском наслеге Чурапчинского района в колхозе «Киров» в 1940-е годы похоронили всеми любимую лошадь и поставили над могилой деревянный памятник. Вспоминая об этом, 82-летняя М.И. Барашкова говорила: «Очень умной, покладистой, в то же время сильной была та лошадь. Когда говорили, что хотят ехать на ней, то она подходила и ложилась возле ног наездника. Когда лошадь умерла от старости, все очень сожалели. Похоронили любимую лошадь как человека и поставили памятник».

В археологических отчетах исследователей И.В. Константинова, изучавшего древние якутские захоронения в Тюыгюлюнеком наслеге Мсгино-Кангаласского района на северной террасе озера Кюсллэрики, и А.И. Гоголева, производившего раскопки в местности Кумахтах-Малтаны в Хангаласском районе Центральной Якутии, отмечается способ кремации коня с последующим погребением в грунте.

Археология в Якутии

Арангас коня. Сунтарскии улус

До XX века у якутов был широко распространен воздушный (арангасный) способ погребения. По этнографическим данным, на арангасе хоронили ытык сылгы — жертвенную лошадь.

Например, арангас коня в местности Тоногостоох в Сунтарском улусе сооружен в 1928 году. По преданию, дочь богатого якута Быркыйа заболела эпилепсией. Шаман Дьёгсккэ провел обряд посвящения жертвенной лошади духам Верхнего мира. После совершения обряда лошадь отпустили на волю, и никто не имел право использовать се в качестве верхового, вьючного транспорта, тем более употребить на мясо. Такая лошадь умирала только естественной смертью.

Спустя определенное время жители находили ее кости, сооружали арангас и аккуратно помещали кости священной лошади внутри сруба.

Судя по изученным захоронениям, самым распространенным был грунтовый способ погребения. Он был характерен для захоронений знатных якутов.

Несколько лет назад в местности Алаас-Эбэ в Чурапчинском улусе нами был исследован необычный погребальный комплекс, включавший захоронения двух обычных лошадей, человека и верхового коня. Пара коней, символизировавших богатство, лежала к западу от умершего человека. К востоку от него был погребен верховой конь в парадном снаряжении. Конь был укрыт берестяными полотнами и накрыт деревянными плахами.

Археология в Якутии

Конское снаряжение. 
Местность Алас-Эбэ, Чурапчинский улус

В местности Марба в Бордонском наслеге Сунтарского улуса археологи исследовали погребение женщины, предположительно датируемое XVIII веком. На крышке гроба лежало якутское седло, внутри была положена великолепная конская плеть.

Недалеко от этой древней могилы находилось другое погребение, на что указывали фрагменты деревянного надмогильного сооружения квадратной формы и коновязи. На небольшой глубине оказался гроб из плах, в котором покоились останки верхового коня.

Расположение останков верховых коней и погребальный набор конского снаряжения почти всегда бывают разными.

Кроме одиночного погребения коня встречаются парные погребения, где расположение останков также разное — рядом или напротив.

В 1969 году археолог И.В. Константинов в местечке Ынах-Сысыыта в Нюрбинском улусе исследовал погребение человека с четырьмя конями. Все скелеты коней лежали головами на запад, на боку, по два, рядом. Два коня с одной стороны положены на правый бок, а два с другой — на левый. У всех коней ноги подогнуты.

Археология в Якутии

Расположение останков человека с четырьмя конями. 
Местность Сысыыта, Нюрбинский улус

Итак, древние якуты приносили лошадь в жертву для пути в загробный мир. Ими практиковались разные способы погребения, ориентации останков, размещения человека и коня.

Все это подтверждает теорию происхождения народа саха, который сформировался в результате переплетения исторических судеб ряда тюркских племен в эпоху Средневековья.

Василий Попов

Добавить комментарий