Археология в Якутии

Древнее письмо ленских якутов

Начиная с 1930-х годов по проблеме датировки и расшифровки ленско-прибайкальских надписей были высказаны самые различные догадки, предположения и гипотезы. Но к сожалению, ни одна из них не получила среди тюркологов научного признания. Расхождение мнений можно объяснить трудностью исследования, обусловленной, прежде всего, бессистемностью самих рунических текстов.

4foEl4i

Руническая надпись

В бассейне Прибайкалья и Средней Лены обнаружены пока 17 надписей рунической письменности. Это Давыдовская, куртухайская, петровская, шишкинская, качугская надписи и надпись острова Писанного. Ученые их расшифровали следующим образом: «я благословил», «я не насладился», «азские бусы-добро», «я умираю», две пряслицы прочтены как «веретенный ролик» и производное слово от глагола «загнуть в виде крючка», «оседланный годовалый бычок/жеребенок». Никак не расшифрованы надписи-ребусы в бухте Саган-Заба, на скалах Манхая, Каменки, Хашкая, на плите в местности Крест, на каменном орудии.

Впервые надписи на пряслицах попытался прочесть на основе материала языка саха Г.В. Ксенофонтов. В его версии тексты изменились на «сучить, прясть», «юла, волчок, издающий шум» и «на озере, где зимует Бэсчит Архарай».

К названным рунам примыкает надпись, начертанная на наконечнике стрелы. Предложена расшифровка некоторых знаков как «отец» и «племенной союз». Стрела отнесена учеными к кулунатахской культуре. Основываясь на данной датировке надписи и нахождении предмета на территории, где формировалась якутская народность, авторы расшифровки допускают якутскую версию прочтения текста как «согласие, благорасположение отца».

Археология в Якутии

Петровская надпись

Кроме рунических текстов на Средней Лене встречаются отдельные рунообразные знаки-ребусы. П.А. Ойунский определил несколько случаев совпадения древних якутских рунических знаков с орхонскими графемами. Академик А.П. Окладников и В.Д. Запорожская выделили из числа рисунков Средней и Верхней Лены 15 знаков, имеющих сходство с буквами древнетюркского алфавита, что подтвердило существование письменности у предков якутов.

В 1995 — 2003 годах на территории Якутии были найдены новые рунические надписи и руноподобные знаки. Это наскальные рунические надписи на местностях Летний Артык. Суруктах Хая, Крестях, Улахан-Ан I. Найдены надписи на деревянном строении, священном дереве на местностях Хотугу Челгерия, Нучалах Аласа. Надписи на медной печати, найденной в Сунтарском улусе, а также многочисленные руноподобные знаки на бляхе, табакерке и на камне.

В местности Суруктах-Хая на реке Марха были обнаружены две рунические надписи, состоящие из четырех и двух знаков. Тексты были написаны на скале красной охрой, высота знаков 6 — 8 см. Первая надпись была прочитана как «священное слово», вторая — как «пятьдесят». На писанице Суруктах-Хая была зафиксирована идеограмма, которую можно называть точной копией идеограммы из петровской надписи. Чуть выше этих рун имеются тамгообразные знаки (возможно, знаки, указывающие количество людей или добычи) и рисунки, которые, по всей вероятности, отображают культовые или обрядовые действия.

Рунические надписи на скале Суруктах-Хая

По содержанию рисунков и палеографии рунических надписей можно отметить, что писаница Суруктах-Хая как объект поклонения и жертвоприношения существовала не одну тысячу лет. Вероятно, наскальные рисунки и тамгообразные знаки оставили древние предки аборигенных племен предположительно в начале первого тысячелетия, а рунические надписи и руноподобные знаки начертили тюркоязычные предки якутов предварительно в V — X веках н.э.

Заманчиво предположить, что предки якутов во время переселения (через Вилюй в долину Средней Лены), заметив эту скалу со священными дарами и рисунками, решили преподнести свои дары и как знак преклонения могли написать рунические надписи и загадочные тамгообразные знаки. Такие же жертвоприношения и знаки преклонения они сделали на писаницах Средней Лены.

Гипотеза подтверждается схожестью рунических и тамгообразных знаков писаниц Суруктах-Хая и Петровской (Средняя Лена) и наличием в текстах особых знаков-спутников, которые отражают сакральное содержание или особое значение рунических надписей. Можно предполагать, что руноподобные надписи на местностях Суруктах-Хая, Петровская и Летний Артык были выполнены одним и тем же тюркоязычным племенем.

XkfG2Bi

Медная печать с руническими знаками (Элгейский музей)
Найдена в 2002 году, в Сунтарском улусе

В Элгейском краеведческом музее несколько лет назад была обнаружена медная печать с руническими знаками. Диаметр печати составляет 2,4 см. На лицевой стороне твердым предметом высечены три рунических знака. Здесь, по-видимому, зафиксирован инициал владельца печати.

Возможно, печать была сделана в первой половине XVIII века местным якутским мастером. Предположительно последним ее владельцем был Никита Самсонов, исполнявший в то время обязанности улусного головы. Известны еще своеобразные надписи на табакерке и серебряной бляхе. Палеография надписей сильно отличается от орхонских и ленско-прибайкальских рунических знаков, по форме и по характеру выполнения они сильно напоминают манихейские знаки. Подобная комбинация неизвестных знаков также была обнаружена на камне природного происхождения.

На первый взгляд этот камень ничем не отличается от других камней: отсутствует шлифовка, не обнаруживаются следы подготовительных работ для нанесения надписи. Но на его поверхности глубоко высечены 14 неизвестных знаков, схожих со знаками на серебряной бляхе и табакерке. Может быть, предки якутов, кроме рунического письма, пользовались еще каким-то неведомым письмом, по всей вероятности, позднего времени происхождения?

SKcdfOV

Руноподобные знаки

Очень интересная находка, породившая среди ученых много споров, была сделана в Чурапчинском улусе в местности Хотугу-Челгерия. Здесь был обнаружен старинный деревянный амбар (предварительно XVII в.). На его стене были вырезаны надписи, сделанные неизвестными руноподобными знаками. Всего были зафиксированы два отдельных текста, состоящие из 52 и 30 знаков.

После предварительного исследования выяснилось, что более 60 знаков имеют соответствия с буквами орхоно-енисейского письма, а 22 знака с тамгами и руноподобными знаками ленско-прибайкальских надписей. Только 4 знака не имеют соответствий с графемами древнетюркской письменности.

Дальнейшее исследование показало, что в данных текстах зафиксированы 56 отдельных рунических знаков (некоторые знаки имели два-три вида), которые обозначают 24 фонемы. Надо заметить, что на местности Нучалах-Аласа (недалеко от Хотугу-Челгерия) была обнаружена руноподобная надпись, вырезанная на священном дереве. Надпись состоит из 46 различных знаков.

Исследователями были зафиксированы буквы кириллицы и рунического алфавита. К сожалению, эта надпись до сих пор не расшифрована и не изучена.

Подобная комбинация руноподобных знаков и букв была обнаружена путешественником Р.К. Мааком в Вилюйском округе еще во второй половине XIX века. Судя по его описанию, надпись была нанесена на дерево острым предметом. Здесь четко фиксируются 13 знаков, из которых 4 знака по форме похожи на руны, а остальные на буквы кириллицы.

Другая наскальная надпись, сделанная красной охрой синеватого оттенка, была обнаружена на реке Олёкме. Высота знаков 17 — 20 см.

kYWnhGo

Надпись из Хотугу-Челгерия
Найдена на стене старинного деревянного амбара

Всего были зафиксированы 6 рунических знаков. Надпись предварительно расшифрована буквально как «дом хороший… получив…».

Также уникальная наскальная надпись была зафиксирована Н.Н. Кочмаром в местности Улахан-Ан I. Она была высечена на камне специальным предметом, предназначенным, видимо, для нанесения рисунков или надписей на твердую поверхность. Как известно, все наскальные надписи, найденные на территории Якутии, были сделаны охрой или неизвестной краской синеватого оттенка. Таким образом, текст из Улахан-Ан I — единственная надпись, выполненная методом граффитти.

Она состоит из 21 одного знака высотой 1 — 2 см, общая длина 17 — 20 см. Знаки отчасти имеют сходство с руноподобными знаками комбинированных надписей из Хотугу-Челгерия (Чурапча). Но, в отличие от этих текстов, в системе общей картины надписи четко вырисовываются несколько специфичных знаков, напоминающих руноподобные тамги и символы. Наряду с текстом наблюдается своеобразная композиция узоров и рисунка ангела, по всей видимости, нетюркского характера.

Дальнейшее исследование местности Улахан-Ан показало, что характерный рисунок ангела часто встречается на могилах 1860 — 1890 годов. Хотя надписи на могилах нанесены кириллицей, некоторые знаки написаны не классическими буквами, а модифицированными графемами, схожими с руническими знаками.

На территории современной Якутии присутствуют не только следы древней руники, но и прослеживается дальнейшее развитие рунической письменности. К ней можно отнести тамги-руны, оставленные на различных печатях, календарях ХVII — ХVIII веков, руническую надпись на наконечнике стрелы XIV века, найденную в Усть-Алданском улусе при раскопке кулунатахской культуры, а также комбинированные надписи XVII — XVIII веков, в которых, вероятно, в немалом количестве имеются рунические знаки.

Несомненно, что некоторая часть якутов сохранила до позднего времени письменность предков и пользовалась ею. В частности, о существовании таинственной письменности у предков якутов упоминается не только в олонхо и преданиях, но и в рассказах русского старожильческого населения. Таинственными знаками пользовались шаманы и народные лекари, сказители народного эпоса олонхо.

Герасим Левин
кандидат филологических наук

По материалам сайта yakutskhistory.net

2013-08-11__16-25-16

В бассейне реки Алдан
Фото: Сергей Шинкарев

Добавить комментарий