Археология в Якутии

Священные места Средней Лены

На обрывистых берегах Средней Лены сохранилось немало древних святилищ, привлекающих своей таинственностью. Это писаницы, жертвенники, ритуальные комплексы у скал с петроглифами. Изучением их стали заниматься первые якутские ученые и фольклористы Г.В. Ксенофонтов и П.А. Ойунский в 1930-х годах, позднее поисковую работу продолжил этнограф А.А. Саввин.

В 1940 – 1946 годах писаницы Средней Лены исследовались Ленской историко-археологической экспедицией под руководством А.П. Окладникова. Им и его коллегами на участке реки Лены от поселка Витим до Якутска были зафиксированы и изучены 50 писаниц, с более чем 2,5 тысячи наскальных рисунков, обнаруженных только по левому берегу Лены.

Археология в Якутии

А.П. Окладников

С конца 1960-х годов в поиск и изучение наскальных изображений Якутии включился Якутский госуниверситет, образовавший в конце 1980-х годов Среднеленскую археологическую экспедицию. На протяжении многих лет до своей кончины в 2009 году ее возглавлял профессор Н.Н. Кочмар.

В 1985 году археологическая экспедиция университета впервые провела повторную научную инвентаризацию петроглифов на Средней Лене на участке от поселка Витим до Олёкминска общей протяженностью 630 км. В разное время здесь были открыты и изучены более 15 стоянок и поселений древних людей и три писаницы. Экспедиция провела научную инвентаризацию только двух писаниц.

Первая писаница Тинная (Шумилиха) расположена на левом берегу Лены (2529 км от устья, 6 км ниже поселка Тинная). Здесь были выделены семь плоскостей с 99 рисунками, выполненными темно-красной, красной и малиновой охрой. Под рисунками 2, 4, 5 и 7-й плоскостей были вскрыты четыре жертвенника с набором каменного и костяного инвентаря. Сохранность рисунков удовлетворительная. Памятник датирован II тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

Вторая писаница Чиэрбэ (Кольцевая) расположена в 10 м ниже устья речки Кольцевой (левый приток Лены), в 2477 км от устья реки Лены. На ней выделены семь плоскостей с 97 рисунками, выполненными темно-красной, красной и малиновой охрой. Сохранность рисунков неудовлетворительная. Памятник датирован по стилистическим характеристикам II – I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

Писаницы реки Синей

Писаницы реки Синей. Фото А. Жебрикова

С 1985 года экспедиции университета ведут поиск и изучение древних святилищ по притокам главных водных артерий Ленского бассейна. В 1993 году были повторно исследованы писаницы реки Синей на участке реки Матта (левый приток реки Синей, в 136,5 км от ее устья) — поселок Синек в устье реки Синей (левый приток Лены в 1866 км от устья). Повторно осмотрена писаница Андреевская (Опуохаллах-Хая по А.А. Саввину) на левом берегу Синей, в 133 км от ее устья и в 3,5 км ниже реки Матта.

На памятнике обнаружены девять плоскостей с 276 рисунками (антропоморфные и зооморфные фигуры, личины, птицы и пр.), выполненными разной по цвету охрой. Скалы с рисунками разрушаются, но сохранность последних еще удовлетворительная. Под 9-й плоскостью вскрыт двухслойный жертвенник, датируемый II – I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

В 1993 году экспедицией университета была открыта писаница Амма-Чыгын (на левом берегу реки Синей, в 54 км от устья). Здесь выделены девять плоскостей с 163 рисунками (личина, рыба, вертикальные линии, точки и пр.), выполненными темно-красной, красной, светло-красной охрой.

Под рисунками первой плоскости в глубоком разломе обнаружен жертвенник с костяным наконечником стрелы эпохи бронзы. Под рисунками пятой плоскости находился шэнкэн (идол) позднего Средневековья. С северной стороны писаницы обнаружено кремниевое ружье XIX века. Памятник датирован I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. и Средневековьем.

Археология в Якутии

Писаница Синская. Графическая копия 17 рисунков на первой плоскости

В 16 км вниз по течению реки Синей от писаницы Андреевская был обнаружен культовый грот с шэнкэнами. Деревянные антропоморфные идолы-шэнкэны (8 штук) были установлены у входа. Ритуальная площадка у грота обозначена саламой (гирляндой из конского волоса с выцветшей льняной тканью). В центре площадки обнаружены культовые насторожки и связка металлических капканов на мелкого грызуна. Святилище датировано концом XIX — началом XX века.

В 1993 году студенты провели обследование известного Синского фриза. Полное обследование памятника не удалось провести из-за сильных пожаров. Кроме двух плоскостей с рисунками, отмеченных в работе А.П. Окладникова, обнаружены еще три плоскости с рисунками, причем две из них выполнены черной охрой. Всего на памятнике были отмечены пять плоскостей с более чем 90 рисунками, выполненными черной, красной, темно-красной и светло-красной охрой. Состояние памятника было удручающим — часть рисунков разрушена отвалившимся скальным монолитом, многие размыты водными потоками.

Вновь к писаницам Средней Лены экспедиция вернулась только в 2000 году. Участок реки между Олёкминском и Покровском является самым насыщенным петроглифами. Из 50 писаниц Средней Лены здесь сосредоточены 47. Повторная научная инвентаризация святилищ началась на небольшом участке между поселком Синек и урочищем Петровское, где на 16 км маршрута были повторно задокументированы 7 писаниц. Всего за полевой сезон удалось обнаружить и изучить 730 древних рисунков на 88 скальных плоскостях. Экспедиция открыла 27 ранее неизвестных плоскостей с 107 петроглифами.

Писаница Синская (Сиинэ) на левом берегу реки Синей, в 1 км от ее устья, изучалась неоднократно. В 2000 – 2001 годах Н.Н. Кочмаром и П.С. Кнуренко на писанице были выделены шесть плоскостей с 103 рисунками, выполненными черной, темно-красной, красной, бледно-красной, светло-красной охрой.

Исследовательская работа в Якутии

Исследовательская работа в Якутии

Рисунки на 1-й плоскости размещены на высоте 1,5 м от скального подиума и 7,5 м от уреза реки. Сюжеты рисунков — антропоморфные профильные фигуры с шаманской атрибутикой в экспрессии танца с двумя солярными символами (возможно, языческими бубнами). Всего найдены 17 рисунков, выполненных черной охрой.

Особенно богата 4-я плоскость, которая ранее характеризовалась А.П. Окладниковым как 1-я. На ней выделены 13 рисунков: лоси, большой солярный символ, фантастические существа, антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой, солярная ладья. Рисунки выполнены красной, темно-красной и светло-красной охрой.

Плоскость 5 находится на высоте 6,5 м от подошвы скалы и 8,5 м от уреза реки, удалена от реки на 37 м. Рисунки выполнены черной охрой и сохранились в удовлетворительном состоянии. Памятник датирован I тыс. до н.э. — I тыс. н.э., поздним Средневековьем.

В 2001 году польские документалисты при фото- и киносъемках покрыли все рисунки 4-й и 5-й плоскостей светло-красной краской, чем нанесли им непоправимый урон.

На писанице Быс-Агас (левый берег Лены, в 1860 км от ее устья) выделены двенадцать плоскостей с 205 рисунками, выполненными темно-коричневой, светло-коричневой, коричневой, темно-бордовой, светло-желтой и светло-розовой охрой. Рисунки датированы II тыс. до н.э. — I тыс. н.э., Средневековьем.

На левом берегу Лены, в 1856 км от устья, напротив острова Хатын-Ары (в районе нефтебазы) расположена писаница Хатын-Ары I. Здесь выделены две плоскости с четырьмя рисунками, выполненными коричневой, светло-коричневой и светло-красной охрой. Рисунки датированы II – I тыс. до н.э. Писаница Хатын-Ары II (в одном километре от Хатын-Ары I) содержит 63 рисунка на восьми плоскостях. Памятник датирован II тыс. до н.э. — I тыс. н.э., Средневековьем. На писанице Хатын-Ары III (в 10 км ниже поселка Синек) выделена одна плоскость с пятью рисунками, выполненными коричневой и темно-розовой охрой. Памятник датирован I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

Археология в Якутии

Берег реки Лена в Якутии

Писаница Петровское I расположена на левом берегу Лены, в 1852 км от ее устья. Здесь содержится 34 плоскости и 256 рисунков. Памятник датирован II — I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. и поздним Средневековьем (граффити и пр.). На писанице Петровское II (в 1 км от Петровской I) выделены 26 плоскостей и 94 рисунка. Памятник датирован II — I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. и поздним Средневековьем.

Сохранность всех перечисленных писаниц отчасти удовлетворительная. Однако практически не сохранилось целых скальных плоскостей с рисунками. Все они подверглись интенсивному естественному разрушению. Пагубно действуют на наскальные древние памятники горе-художники и хулиганы. Так, ими до неузнаваемости испорчен известный Синский фриз. Повторные его исследования теперь возможны лишь при химической очистке рисунка.

В 2001 году археологи университета стационарно исследовали культовое святилище Бачы и известную писаницу Тойон-Ары. Святилище Бачы расположено на левом приустьевом мысу речки Бачы (левый приток Лены, в 1899 км от ее устья). Речка прорезает скальные породы, возвышающиеся на 25 – 35 м, и в месте нахождения культового места образует глубокий скальный каньон, сложенный массивными известняковыми монолитами по обе стороны приустьевой части.

Ритуальный комплекс размещен на скальных подиумах высотой 1,5 – 2,0 м, где находятся культовые идолы-шэнкэны из лиственничных палок с шейными вырезами, а также предметы обихода и лова мелких грызунов. Весьма выразителен крест в глубине каньона, выполненный из двух лиственничных палок, вставленных одна в другую через вырезанное в древке ушко. Сохранность этнографических предметов неудовлетворительна. Часть изделий из дерева истлела.

Археология в Якутии

Писаница Тойон-Ары
Графическая копия рисунков неолитического и бронзового времени

Сохранились лишь те, которые были установлены в скальных расщелинах подиума, перекрытого сверху плитами. Памятник датирован концом XIX — началом XX века. Местные жители об этом святилище ничего не знали и с большим интересом отнеслись к информации археологов.

Скальная гряда в районе писаницы сложена прямоугольными слоистыми плитами темно-серого известняка и тянется от распадка безымянного ручья со стороны села Улахан-Ан на 2 км вплоть до поселка Тойон-Ары. Напротив скальных выходов с рисунками через протоку находится остров Тойон-Ары. Причудливо изрезанные скальные выходы здесь отвесны (15 – 18 м).

На высоте 8,5 м от руслового вала в распадающемся известняковом монолите выделяется мощный плотный каменный блок шириной около 2 м, который как бы разделяет скальную гряду на две части. Гряда являет собой мощный сферический скальный экран, вогнутый вовнутрь и обращенный в сторону Лены и через остров Тойон-Ары — к древнейшей стоянке нижнего палеолита Диринг-Юрях.

На писанице выделена одна плоскость с десятью рисунками: зооморфные существа сплошной заливкой красителем, лоси — в скелетном стиле и антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой — в темно-красной, светло-красной и светло-малиновой охре. Предшественники выделяли здесь шесть изображений: три зооморфные фигуры лосей в скелетном стиле и три стилизованные антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой.

В 2001 году были обнаружены четыре ранее неизвестных изображения: три зооморфные фигуры и одна диагональная линия, слабо заметные под органическим нагаром. Более древний (неолитический) пласт размещен в правой части плоскости, где отмечены большая фигура лося и фигуры двух маленьких телят, выполненных бледно-красной охрой, почти сливающихся с органическим нагаром. В левой части — композиция из изображений лося, лосихи и теленка, относящаяся к бронзовому веку, выполненная темно-красной (бордовой) охрой. Под брюшиной лосихи обнаружена стилизованная ромбическая антропоморфная фигура с конической подтреугольной головой, подпирающей брюхо зверя. Ноги фигуры широко расставлены, руки опущены вниз вдоль туловища. Сверху над композицией находятся еще две стилизованные антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой (в светло-малиновой охре). По стилистическим характеристикам изображений памятник датирован II — I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. и Средневековьем.

Археология в Якутии

Группы наскальных рисунков на Средней Лене

Под рисунками этой плоскости в неглубоких расщелинах и непосредственно у подножия скалы отмечены жертвоприношения разновременного характера (бронзовые пуговицы, свинцовые пули, патрончики, различные предметы обихода и большое количество современных монет разного номинала). К сожалению, эта писаница также пострадала от вандалов. На рисунках имеются следы современных красок и выбоины от пуль огнестрельного оружия.

Повторные исследования памятников духовной культуры Средней Лены позволили собрать уникальный материал по писаницам, жертвенникам, культовым шэнкэнам, ритуальным комплексам с разнообразным этнографическим материалом. Петроглифы Средней Лены аналогичны многим петроглифам Прибайкалья, Забайкалья и Амура, особенно в стилистике наскальных изображений позднего неолита, бронзового и раннего железного веков.

В отличие от петроглифов Восточной Сибири и Дальнего Востока, где преобладают гравировка, выбивка, шлифовка и прочие технологии нанесения изображений на скальное полотно, на Средней Лене практически повсеместно наскальные рисунки сделаны с помощью минеральных и органических красителей различных цветовых гамм и оттенков (от черных холодных до красных теплых тонов).

И наконец, здесь обнаружены культовые святилища с идолами-шэнкэнами и ритуальными комплексами с этнографическим материалом, ранее отмеченные только в Южной Якутии.

По материалам Н.Н. Кочмара

Добавить комментарий