Одиннадцать рек отца и сына Сибирцевых

ИЗ ЯКУТСКА В ПИТЕР

Паромы тут ходят часто и большие весьма (так что на любой из них по 20 КАМАЗов с фурами входят… хотя наш паром в основном был забит УАЗиками). Шел паром через Лену 1,5 часа.

Затем, в 1,5км от парома, на горе, в селе Нижний Бестях (по Лене тут половину сёл, похоже, Бестяхами зовут) мы стали ловить грузовики уже в сторону Томмота. Цистерн и крытых фургонов туда шло не мало… но кто-то не останавливался… у большинства слишком тесные для нас двоих с отцом (плюс, все наши вещи) кабины… а у многих — вообще, дополнительные сиденья там сняты. Меня одного довольно скоро согласные отвезти на Volvo нашлись… а двоих — ни в какую. Если же ехать по раздельности — большая вероятность отца потом вообще не найти.

Был у меня уже опыт с ним всего 7км по-раздельности проехать — после чего отца потом сутки дополнительные искать пришлось (потому как я-то через оговоренные 7км заставил водителя себя выгрузить — хотя он тоже сильно рвался меня гораздо дальше завести… а вот отца такому же водителю уговорить удалось — и завести, в результате, на 50км выше по реке, чем нам нужно было)… а тут минимум 500км до оного Томмота ехать надо — так отца в таком разе, боюсь, мне уже в Китае искать пришлось бы.

Наконец, нам удалось найти ремонтирующийся неподалёку IVECO (итальянский грузовик, собирается в Миассе)… водитель коего (Юра из Уфы… едущий с середины Магаданского тракта — что за 700км отсюда и всего в 1400км от самого Магадана, в местечке «Чёрный Прижим» — через Тынду в г.Зея… чтобы забрать там контейнер с запчастями и везти обратно), думая, как починить пробившийся топливный бак и отчитаться за вытекшее из оного горючее, не нашел в себе достаточных душевных сил, чтобы ещё и нас в шею прогнать от своего агрегата.

В результате, воспользовавшись таким его попустительством, мы успели и вещи свои снаружи к Юриному грузовику привязать и сами в кабину забраться. А тем временем, и бак его привезли (заделанный не, как положено, за трое суток — а за два часа… по «новой технологии» — заключающейся в наполнении бака машинным выхлопом и громком чтении молитв о том, чтобы при варке это всё не взорвалось). И мы, пусть и во 2-ой половине дня — но двинулись в дальнейший путь… сидя при том не в запертом, тёмном, холодном фургоне — а в мягкой, светлой и тёплой кабине (из которой вид открывался на знаменитый «Якутский тракт» не хуже, чем на экране широкоформатного кинотеатра).

От Нижнего Бестяха по Якутскому тракту — 100км до села Качикатцы… 450км до п.Томмот… 510км до г.Алдан… 1150км до с.Бол.Невер (ТрансСиб, Сковородино). В районе Вилюя и северней по Лене берёзы всё ещё напрочь зелёные были даже в самом конце августа… а в районе Якутска и южнее (в сторону ТрансСиба) — уже сплошь жёлтые (с лиственницами заодно).

До Качикатцев с высокого правого берега время от времени виден был весь простор Ленской долины… плюс, города Якутск, Покровск, Мосхоголлох на левом её берегу. Дальше мы поехали чисто на юг… вдоль Якутской железной дороги (однопутной, не электрофицированной… сейчас ещё совсем практически без движения… за что, говорят, борются всеми силами чуть не все якуты — не желая, чтобы «цивилизованные белые люди» гораздо большими темпами стали «всё вокруг выгребать и поганить»)… по диким увалам, поросшим сплошь мелкими лиственницами и берёзами… с которых трасса (1,5-2-рядная грунтовка… местами раздолбанная совсем… местами с заплатами асфальта… но хорошо ещё, сухая сейчас — после дождей-то по ней совсем бывает не проехать) просматривалась местами на км.20 вперёд.

На ночлег мы в сумерках уже встали в селе Улуу… на протяжении 130км до которого от Качикатцев на тракте не было ни одного селения (но зато, немалое количество грузовиков в обе стороны)… а тут — и жел.дор. станция, и АЗС, и одноимённая (с селом, а не АЗС) речка… а также, несколько кафешек и магазинчиков… плюс, пять 2-этажных 3-парадных 16-квартирных кирпичных домов и шт.20 «обычных деревенских бараков»… плюс, множество грузовиков — с водителями, ночующими в их кабинах… рядом и мы по-быстрому поставили палатку, развели костёр, приготовили ужин и легли поскорей спать.

Улуу — посёлок «чисто русский», придорожный… якутам тут и коней-то своих пасти негде (а без коней они, как бывшие степняки, жизни не представляют — если не в городах, конечно)… Ночью опять был заморозок (так что даже вода в котелках замёрзла). Собак в посёлке не видно и не слышно (наверное, все от грузовиков разбежались). Встали мы в 630 … позавтракали с костром… и в 930 поехали дальше.

Водитель наш только летом (с мая) здесь работает (по 3 раза в месяц ездя за 1200км со своего «Чёрного Прижима» в г.Алдан — за взрывчаткой… с помощью которой организация «НефтеГазВзрывПромСтрой» трубопровод тут очередной кладёт)… затем, после этого своего последнего 2-недельного рейса — на два месяца поедет отдыхать домой, в Уфу… а дальше, уже под Воркутой, на зимниках работать станет (тоже романтик, по-своему… ради одних только денег такой образ жизни вести не станешь). Числится он за организацией в Уфе — которая закупила в Миассе, в частности, все эти IVECO и посылает своих водителей с машинами вместе в «командировки» на 2-3 месяца то во Владивосток, то в Уренгой, то в Ялту (на строительство олимпийского комплекса).

После Улуу дорога по-началу такая раздолбанная была — что мы по ней, как по Вилюйскому тракту, ~30км/ч ехали (А ограничительные знаки при этом были поставлены — чтоб не больше 90км/ч. Это кто ж тут на такое способен?)… Через реку Амга — мосты большие (авто- и жел.дор.)… а сам поселок Верхняя Амга — ещё меньше, по-моему, чем п.Улуу.

Через реку Алдан в районе пос.Томмот — ещё по одному большому авто- и жел.дор. мосту перекинуто… перед которыми стоит пост ГАИ — единственный тут после Нижнего Бестяха. При этом, асфальт на Якутском тракте начался нынче только за 20км до пос.Томмот. Но по нему, зато, мы уже со скоростью 80км/ч понеслись.

От поселка Томмот каждый вечер в Нерюнгри пассажирский поезд ходит. Но мы с Юрой проехали ещё 60км по Якутскому тракту на юг — до города Алдан… Осень тут, в горах, уже в полном разгаре. Особенно красиво, когда ручей очередной чистый мы переезжали… или спуск очередной открывался — с панорамой на км.20 по дороге (петляющей по увалам) вперёд… А вот после пос.Томмот горы с автодороги совсем не видны за жёлтыми деревьями (хотя с железной дороги они тут весьма впечатляюще смотрятся).

Рядом с автотрассой ж.д.станция Куранах видна. И жел.дор.вокзал в г.Алдан расположен рядом совсем с «объездной» дорогой (по которой машины в Большой Невер идут, не заезжая в город Алдан). Там нас Юра и высадил. И мы поставили свою палатку в тополёвой роще, аккурат между Якутским трактом, Якутской железной дорогой и лётным полем местным (ограждённым даже и со зданием аэропорта). А потом, пошли билеты на поезд покупать.

Кассирша долго понять не могла, что за станция такая Галич (одна из наших пересадочных… под Костромой… один из старейших городов на Руси)… а также, как мы 5 суток от Сковородино до оного Галича ехать собираемся — без белья и страховки. На что мы привычно ответили, что резкий переход от голых камней якутских к матрасам и белью наши организмы могут не выдержать, и лучше уж мы будем их приучать к тому дома уже постепенно… а вместо страховки мы лучше молитву прочитаем святому Николаю (вместе с иконой тут же, на вокзале ими самими и вывешенную) — который нас и сюда вывел, и даст бог, дальше до дома доведёт.

Ночью опять заморозок был неслабый (как нам после сказали -70 С). И на следующий день с утра было холодно — как-будто вот-вот снег пойдёт… и дожди зарядами. Позавтракав, я пошел в город Алдан . Он оказался достаточно компактно расположен на высоте 680м в неглубокой межгорной долине… которую вблизи окружают залесённые (лиственницы, берёзы… кедры — немаленькие, стройные и высокие) сопки… а несколько дальше видны уже конические каменно-безлесые вершины, похожие на камчатские вулканы. От жел.дор.вокзала до центра города ~1км по асфальтовой дороге. В городе немало 5-этажных, панельно-кирпичных жилых домов (хотя есть и 2-3-этажные… плюс, обычные «деревенские» вокруг по склонам). В магазинах продукты дешевле, чем в Питер. Улиц шт.15.

С утра тучи над сопками окрестными висели клочьями — чуть не задевая их вершины… и раз 8 зарядами проходили дожди… а потом снова солнце выглядывало — освещая осенне-золотой лес. Когда же во 2-ой уже половине дня я от города снова вышел к железной дороге — солнце и вовсе засияло в полную силу. Пройдя от вокзала по железной дороге на север, я уже через км.2,5 вышел в горы. Вниз от «железки» — узкое залесённое ущелье небольшой речки. За ней — снова подъём… и на км.50 вдаль видна широкая панорама гор осенних жёлто-зелёных (увенчанных безлесыми, голокаменными, конусообразными вершинами). А сзади за жел.дорогой — полуоткрытая каменная осыпь (расцвеченная ярчайшими жёлтыми берёзами и осинами, красными рябинами и черничником, зелёным кедровым стланником, седым ягелем и т.д.). И всё это великолепие высвечено ещё дополнительно ярким солнцем — плавающем в удивительном по прозрачности своей осеннем, горном воздухе среди множества причудливых кучевых облаков .

Прошел я, фотографируя, сначала по самой железной дороге, а потом по курумнику над ней (гостями поедая бруснику — вызревшую тут аж до черноты)… и вернулся в лагерь лишь почти к самому поезду… на котором в 21ч мы и поехали дальше.

В общем вагоне, обошедшимся нам по 400руб/чел и в тот вечер битком набитом — было жарко, душно, накурено. Вторые полки нам с отцом с трудом, но удалось занять. Однако, свет всю ночь не гасили… и внизу пили и болтали во всё горло вахтовики, едущие домой после 2,5-3,5 работы «в поле». Таким образом, засыпать удавалось лишь урывками. А в 3ч — в темноте и холоде — мы прибыли уже в город Нерюнгри.

Два года назад нам всё казалось здесь «жуткой экзотикой». А нынче вокзал воспринимался почти совсем «по-домашнему». Здесь наконец справка работала… билеты на поезда от любой станции продавали без всяких 100руб наценок (как в Томмоте или Алдане)… и до Сковородино оные в ежедневном Хабаровском поезде №325 обошлись нам всего по 380 руб/чел (хотя и по автодороге отсюда до п.Б.Невер всего 374км). Зал ожидания большой и густонаселённый… В общем, наконец-то началась «настоящая цивилизация».

Туалет тут, в отличие от г.Алдан, оказался уже платным («цивилизация», однако) — но воду в бутылки там по-прежнему набрать можно было. Дождались мы пока рассвело и потеплело… отошли м.400 на север вдоль жел.дороги от вокзала… и встали лагерем в красиво весьма просвечиваемом насквозь солнцем, осеннем, почти сплошь лиственничном лесу… среди зарослей голубики (с красными листьями — сплошным ковром покрывающими этот кустарник по всему лесу… и синими, крупными, замороженными, как клюква в магазине зимой, многочисленными ягодами).

Палатку поставили. Завтрак на костре приготовили. Затем, пока отец на оптовую базу неподалёку за продуктами ходил — я поспал. А как он вернулся — пошел на осмотр окрестностей уже сам. При этом сначала хотел в сам город Нерюнгри зайти (расположенный на вершине одной из многочисленных окрестных залесённых «сопок» — на высоте 850м «от уровня моря»). Но до центра его (с улицами широкими и домами большими и современными) от ж.д.вокзала км.6. Плюс, два года назад я там уже был. А в лесу осеннем, солнцем насквозь просвечиваемом так красиво нынче было — что я так по нему до самого вечера и проходил .

Понизу там сплошь ковёр из краснолиственных кустов голубики сейчас был — с редкими пятнами седого ягеля… выше — зелёный кедровый стланник… а ещё выше — сплошь жёлто-зелёные лиственницы. Рябчики и глухари ягодами отъедаются и ленятся взлетать — так что их можно было чуть ли не палкой бить (хорошо ещё, что я пацифист по натуре — когда не шибко голодный). Уже в км.15 за Нерюнгри видны хребты со снегом — даже нынче чуть не сплошь покрывавшем их безлесые вершины (а 3 года назад тут в конце августа, говорят, оный снег вообще с небес уже валил вполне себе густо).

Обратно меня «Жигулёнок» подвёз… хозяин коего по пути мне всё на дорогу жаловался… мол, каждый день тут люди умирают — так устанешь каждый раз по дороге этой на кладбище мотаться.

— Интерестно, — думаю, — это кто же меня подвозит? Не «Азазель» ли, случаем, местный? — Но уточнять не стал… по тому как в таких делах кто меньше знает — тот, обычно, дольше и живёт.

Отца же, пока меня не было, в лагере перевязка навещала (вроде хорько-куницы… но только рыжая вся).

В 1930 на следующем поезде мы поехали дальше. Тут в общем вагоне народу мало было… и каждый себе отдельное купе занимал. Из окон поезда на км.50 то в одну, то в другую сторону видна была осенняя, жёлто-красная, лиственнично-голубичная, сухая, каменистая лесотундра, ограниченная дальними горами. В посёлке Беркакит — шт.15 больших, 5-9-этажных жилых домов. А в пос.Золотинка — таких всего шт.5… но зато, широкий, красивый вид на речную долину.

Уже возле самого Нерюнгри видно, что для жел.дороги горы взрывали (рельсы идут по каньону с отвесными скальными стенками). А после п.Золотинка ма ещё и довольно длинный тоннель проехали… Затем, после 2130 за окном совсем стемнело. И мы, поужинав, легли спать… чтобы в 1ч ночи уже в городе Тында быть — где наш поезд простоял 1,5 часа.

В Тынде при этом +40 С было. Кругом всё в фонарях. Здоровенный вокзал — с обширным и населённым «залом ожидания» (где круглосуточно даже крупы и хлеб продают — и вполне не дорого, при том)… гостиница — прямо на путях запасных, в двух жел.дор.вагонах… до города «современновидного» всего м.700… «цивилизация», в общем, в полный рост.

К 7ч мы подъехали к Сковородино. Было ещё холодно. Солнце тоже ещё только собиралось всходить. Мы набрали воды в колонке возле вокзала. Отошли м.250 от вокзала на юг — по дороге к центру города. И на пустыре там развели костерок и приготовили завтрак.

Отсюда ещё км.60 на юг по автодороге вдоль речки Бол.Невер (которую, однако, в районе Сковородино я обычно вброд перехожу) до посёлка Джалинда… расположенного уже на самом берегу реки Амур (на другом берегу коего уже Китай начинается) — недалеко от Албазинской крепости… которую Хабаров (чтобы добраться досюда — сначала от Якутска по Лене и Олекме поднявшийся… а затем, по речке с красноречивым названием Урка спустившийся — в районе нанешней ж.д.ст. «Ерофей Павлович» протекающей) сначала у местных князьков отбил — а потом сам от китайских «интервентов» там же отбивавшийся… А в км.15 на восток от Сковородино, вдоль всё той же речки — посёлок Бол.Невер… откуда автотракт на север, к Якутску начинается. Само же Сковородино (основанное в самом начале 20 века — вместе со строительством ТрасСиба) расположено на высоте 400м и в 7300км по жел.дороге от Москвы.

Тут уже «юг» (хотя и «зона вечной мерзлоты» по-прежнему). Так что как солнышко после 10ч пригрело — так и комары появились (коих мы уже больше месяца «на северах своих» не видели — с тех пор сразу почти, как заморозки по ночам там начались)… акации растут… на верхушке здоровенного тополя сороки гнездо соорудили — 4м высотой и м.1,5 в диаметре. Лес по-прежнему лиственнично-берёзовый (но лиственницы сплошь ещё зелёные… а вот берёзы столь же сплошь жёлтые). Больше 20 путей, забитых нефтяными цистернами (сюда от Мирного мимо Олекминска трубопровод приходит). А летом тут аж 8-бальное землетрясение было (при котором даже стены больших городских домов потрескались… мебель в квартирах попадала вся… А кота после 4 дня искали. Была бы кошка — заранее перед землетрясением бы сбежала. А этот лентяй до последнего ждал).

Поднявшись с козами в горы (сразу за речкой начинающиеся), я по лесной колее км.4 дошел до асфальтовой 2-рядной трассы — из Хабаровска (1200км) в Читу (1100км) ведущей. Асфальт там оказался во вполне хорошем состоянии. Белка (чёрная, с белым брюхом) на меня долго пышным своим хвостом трясла.

С утра было холодно. А после 19ч дождь сплошняком пошел. Пришлось под крышу вокзала перебираться… А в 1ч ночи и поезд «наш» пришел («Благовещенск-Москва» — через день тут ходящий), забитый почти под завязку… так что мы лишь с немалым трудом там все вещи свои разместить сумели… после чего по-ужинали, на скорую руку… и спать по-скорей завалились.

На следующий день рано утром мы уже ст.Могоча проехали… и вдоль реки Амазар между «сопками» (по-осеннему раскрашенными и всё более открытыми) на перевал к Чернышевску-Забайкальскому стали подниматься. За 1ч до последнего перевал проехали… после коего река Куэнга вдоль ТрансСиба уже на запад потекла (по нынешней «малой воде» — множество булдыганов больших, по всему руслу раскиданных, при небольшой мощи струи). А в 9ч (здесь и дальше уже «по московскому времени») приехали наконец и в сам г.Чернышевск-Забайкальский.

Там прямо возле вокзала хлеб продавали. Кругом степи горные. Высота 530м. Солнце сияло во всю. Жара — от которой мы уже отвыкли. Дальше, вдоль красивых горно-степных берегов реки Куэнга — мы до реки Шилка доехали (которая тут м.700 ширины имела… довольно быстрое течение… и уровень воды — существенно больший нормы… так что вода в реке весьма мутной была).

Берёзы тут все ещё почти зелёные (а желтели пока только ивы и тополя). В р-не ст.Приисковая (р.Нерча, 6470км ТрансСиба) помимо большого посёлка на стрелке рек, на правом берегу Шилки старинная кирпичная церковь видна. Затем, в 1230 в р-не ст.Солнцевая мы проехали слияние рек Ингода и Онон (в верховьях коего, в Монголии Чингис-хан родился: «Ах, голубой Онон, жёлтый Керулен») — откуда Шилка и начинается.

В поезде, для разнообразия, я стал добавлять в свою манную кашу ещё столько же картофельного пюре… плюс солёного, вилюйского ещё тайменя. Которого стоило только открыть — как весь вагон начал демонстративно затыкать носы и гонять меня с место на место. Но выбросить даже остатки с такими трудами самолично выловленной из дикой якутской реки добычи я отказался категорически. А принудить меня к тому — глядя как и с чем я потребляю свою рыбу — тоже никто не рискнул (да и сами они — когда на следующий день, проезжая Байкал, накупили копченого омуля — стали пахнуть не лучше).

Ночью в Чите были. Утром — в Улан-Удэ. Оба города в межгорных степных долинах расположены. Правда, последний на высоте всего 540м (при том, что сам Байкал тут на высоте 500м залегает).

Дальше, вдоль левого берега реки Селенга (тоже м.700 шириной тут… с быстрым течением… и скалисто-травяно-полузалесёнными горами по правому берегу, обрывающимися прямо в воду) мы стали приближаться к озеру Байкал… И по вагону пошла рыба холодного и горячего копчения — продавщицами гордо «омулем» называемая… но мужики из нашего поезда сказали, что по 100руб за 1 штуку «селёдки» они отдавать не согласны… на что «омули» всё также гордо промолчали — надувшись только ещё больше.

И так мы 3 часа вдоль Байкала (и хребта Хамар-Дабан с другой стороны) и ехали. Пока после г.Байкальск и п.Слюдянка не стали в гору резко подниматься (даже двумя тоннелями при том проехав). А ближе к вечеру уже в Иркутске были, на берегу реки Ангара стоящем (единственной из Байкала вытекающей с его 1000-метровой глубиной). Жел.дор. вокзал там — старый, красивый, но тесный.

Ночью Нижнеудинск проехали — на берегу реки Чуна (Уда) стоящей, по которой я сплавлялся 3 года назад… потом, п.Тайшет (недалеко от реки Бирюса расположенный… где от ТрансСиба БАМ отходит)… а рано утром — г.Канск-Иланский (на берегу реки Кан расположенный — тоже с гор Центрального Саяна в Енисей текущей). После чего, к 8ч, пересёкши отроги Западного Саяна, в Красноярск прибыли — на берегу уже самого Енисея стоящий (на высоте всего 135м).

От Красноярска до Москвы уже всего 4100км… В Мариинске продукты дешевые… только надо их не на перроне покупать — а через привокзальную площадь перейти хотя бы… А ночью мы проехали уже Новосибирск (на берегу реки Обь) — где целых 50 минут простояли.

Всю ту ночь молодой наш проводник пиво пил… и к утру допился до белой горячки. Ходил по вагону, разговаривал сам с собой, приставал к пассажирам… то в хорошем настроении вроде — и почти сразу, без перехода, матеря их и норовя кипятком облить. Даже со своим напарником пожилым разругался… И тот, от греха подальше, «забыл» его на одной из остановок (где молодой аж из поезда выбежал — в поисках приключений).

Утром мы проехали Омск… днём Тюмень… а поздно вечером Екатеринбург (где всё огнями сияло… даже в 2330 по местному времени весьма оживлённо было… и +14 даже ночью — как и перед тем в Новосибирске).

При этом, перед Новосибирском ещё вокруг ТрасСиба лесостепь началась со светлыми березняками… после Барабинска — уже настоящие степи… между Омском и Тюменью — камышовые болота до горизонта… а после Тюмени — опять светлые, «парковые» почти березняки (совершенно зелёные ещё тут).

Следующей ночью мы проехали Пермь… утром — Балезино (где продукты даже на перроне совсем дешевые были… а берёзы и осины — снова жёлтые и красные… вперемешку с зелёными елями)… а в 1930 наконец в Галич прибыли (на высоте 130м расположенный на берегу большого озера)… Там мы взяли билеты на следующий вечер до Питера… отошли м.500 вдоль жел.дороги на восток… в темноте уже в лесочке палатку поставили… и сразу спать улеглись.

Но как только в 4ч стало светать — отец вскочил и пошел город смотреть. Затем, в 5ч встал и я… в колонке (м.200 западнее нашей палатки) воды набрал… дров наломал… костёр разжег… завтрак сварил. После чего, как отец вернулся, пошел на прогулку уже сам.

В Галиче все магазинчики оказались такими маленькими — что непонятно было как и развернуться в них даже с небольшим рюкзаком. Напротив самого большого здешнего собора (краснокирпичного… в тяжеловесном «классическом» стиле) — беседка смотровая с крестом рядом с ней — как обычно, в память жертв репрессий установленном и освященном (вот только репресии оные в 1609 году поляками тут проводились). Также на горе недалеко — райбольница… откуда 3км по асфальтовой 2-рядке до с.Михайловское — с ещё одним собором 17 века в хорошем состоянии . Оттуда я по-прежнему на восток до Кожзавода дошел (куда от ж.д.вокзала автобус №4 ходит нередко). Затем, по грунтовке до д. Денисово добрался. Дальше, по деревням уже полузаброшенным до вечера проходил. А потом, мы сели на поезд — который на следующее утро нас наконец в Питер доставил.

Автор Владимир Сибирцев

Добавить комментарий