Одиннадцать рек отца и сына Сибирцевых

Публикуем дневник любопытного путешествия, написанный сумбурно, эмоционально и от души. Документ полезен точным описанием транспортных схем, забросок, выбросок и прочих важных составляющих успешной экспедиции. Стилистика и грамматика автора сохранены. Фотографии к этому тексту, к сожалению, в первоисточнике отсутствуют. Мы попробуем восполнить этот пробел позже, а пока — читаем. Итак…

3 225 километров байдарочного путешествия Владимира и Станислава Сибирцевых, в июне-августе 2012 года, по одиннадцати рекам Якутии, Бурятии и Иркутской области. Маршрут: город Санкт-Петербург — город Екатеринбург (1 500 км поездом) — ж.д.ст. Кюхельбекерская (ТрансСиб + БАМ, 4 500 км поездом) — река ВЕРХНЯЯ АНГАРА (315 км) — озеро Байкал (50 км) — город Северобайкальск — река Тыя (35 км, 3 к.с.) — река Гоуджекит (45 км, 3 к.с.) — река Дабан (10 км, 3 к.с.) — 10 км пешком через перевал — река КУНЕРМА (115 км, 3У к.с. + первопрохождение) — река Улькан (55 км) — река КИРЕНГА (310 км) — город Киренск — река ЛЕНА (690 км) — город Ленск — поселок Заря (200 км автостопом по дороге «Ленск-Мирный») — река ОЧУГГАЙ-БОУТОБИЯ (230 км, 3 к.с. + первопрохождение) — поселок Светлый — река ВИЛЮЙ (1 150 км) — река Лена (210 км) — поселок Бестях — город Якутск (1000 км автостопом) — город Алдан (500 км автостопом по Якутскому тракту) — город Нерюнгри (ЯЖД, 250 км поездом) — ст. Сковородино (350 км поездом) — город Галич (ТрансСиб, 7 000 км поездом) — город Санкт-Петербург (700 км поездом).

ЗАБРОСКА

В первой половине июня, сев в Питере в поезд №40 «СПБ-Астана» и пересев затем в Екатеринбурге на поезд №76 «Москва-Тында», через 5 суток, в 1230 по Москве (или в 1730 по местному времени) мы прибыли на станцию Кюхельбекерская (3ч езды по БАМу на восток после Северобайкальска).

Расположенный там поселок Янчукан состоит всего из пяти 5-этажных панельных домов — но имеет 2 магазина и достаточное количество вполне благожелательного народа. До реки здесь нам пришлось пройти всего 1 000 м на север через приболоченный лес, по слабо заметной тропке (хотя вполне можно было идти и без неё). Сначала я отнёс байду… потом мы с отцом ещё по рюкзаку… и к 1830 по-местному мы оказались уже полностью на берегу ВЕРХНЕЙ АНГАРЫ.

Весеннее половодье тут было ещё в самом разгаре. Так что шириной река, по которой нам предстояло плыть, была даже тут уже не меньше 100 м и неслась к Байкалу со скоростью ~12км/ч. Поворотов немало. Но в русле пока не видно ни бревен, ни камней. И глубина достаточная. Так что тут даже грести не надо — а только судно подправлять, чтобы оно по центру реки оставалось.

По правому берегу почти вплотную к реке достаточно высокий, крутой и красивый горный хребет расположен — с пятнами снега на острых, изрезанных вершинах. А на «нашем», левом берегу — вполне сухой и твёрдый лес… со множеством чудно пахнущей пихты — перемежающейся старыми елями, берёзами, кедрачём. Цветёт во множестве розовым ежевика, белым морошка и ещё какие-то болотные растения. Папоротник молодой сквозь мох пробивается.

Немало, конечно, и шиповника (от которого пришлось очищать место для палатки и сбора байды), а также комаров (впрочем, не шибко пока наглых). Плюс, по-волноваться пришлось, пока отыскали тент от палатки. Но в целом, хотя ехал я сюда в несколько ипохондрическом настроении (а отец, так и вовсе, простыл в поезде и разболелся) — Верхняя Ангара мне понравилась сразу, как только я вышел на её берег.

Как стемнело, отец, по-обыкновению, полез в палатку спать… а я пошел на прогулку. БАМ (в отличие от ТрансСиба, пока ещё по-прежнему однопутный) идет по долине Верней Ангары от Байкала до самого Северо-Муйского тоннеля (одного из самых длинных в Евразии… до начала которого от пос.Янчукан ещё км.60 вверх по реке). Рядом, чуть выше по склону (сплошь тут поросшему густым, старым кедровым стланником) 1,5-рядная грунтовка идет (от Северобайкальска до Тынды проехать позволяющая… в «малую воду» — т.к. немало мостов через «мелкие» по здешним понятиям речки на оной дороге давно уже в аварийном состоянии находятся… плюс, перевалы в р-не тоннелей железнодорожных и т.д.). На север от неё до горного хребта правобережного, вдоль коего В.Ангара течёт, около 1000м… а на юг, до противоположного хребта (такого же высокого и со снежными пятнами на острых вершинах) ~ 500м. Красота, в общем, во все стороны.

А на безлюдной совершенно, тёмной станции автодиспетчер круглые сутки далеко на всю окрестную тайгу горную предупреждает проникновенным женским голосом о приближении каждого поезда и неустанно к бдительности призывает. И хорошо хоть, тут поездов не шибко много ходит — а то так и свихнуться недолго, на почве бдительности (я то ладно… а отец всю ночь в палатке вздрагивал, слушая эти призывы… и у собаки местной, станционной явно «крыша поехала»).

Плюс, на навигаторе своём голосовые сообщения о всевозможных опасностях я загодя успел выключить. А то он бы на каждом повороте реки тоже меня к бдительности призывал (что, впрочем, отец и без него постоянно делает). Хотя, конечно, бдительность — вещь полезная.

Далее — по Верхней Ангаре.

Добавить комментарий