ИЗ БЕСТЯХА В ЯКУТСК
В Бестяхе за 4 000 руб нам «повезло» уговорить взять нас с собой со всеми нашими вещами — двух водителей и даму «экспедитора»… которые по случаю «засухи», царящей во всём бассеине Вилюя (даже несмотря на частые тут в последнее время дожди), собрались ехать за закупками на КАМАЗе с фургоном аж в самый Якутск — не зимой, а нынешней осенью.
В кабине КАМАЗа места не было. И нас заперли в фургоне (набитом всяческим, совершенно не понятным нам «мебельным хламом»… без единого лучика хоть какого-то света внутри… пыльном, жестком, промороженном) — не выпуская из оного даже на паромных переправах… Снаружи солнце сияет нещадно… дорога идёт — мало кому, даже из местных жителей, ведомая. А мы мёрзнем в темноте… чихаем от пыли… едим больше суток остатки каши от завтрака (которые я успел прихватить с собой во время наших срочных сборов на оный КАМАЗ). Плюс, трясёт ещё нас нещадно и днём, и ночью… так, что я уж бояться стал — не перевернуло бы наш фургон вообще (а уж в том, что мы тут сотрясение и головы, и всех внутренних органов получим — можно было и не сомневаться… хорошо, если вообще голова не отвалится и глазная сетчатка не отслоится… нам же так и спать приходилось во время круглосуточной езды — бросив коврики и спальники прямо на металлический, ничем не амортизированный пол фургона… в окружении завалов мебели, к тому же — грозящей нам в темноте многочисленными своими острыми углами).
После Вилюйска по-легче стало… благо, и дорога стала немного лучше (хотя и тут на многих участках из-за размытостей и ухабов нам приходилось ехать со скоростью где 30, а где и 5 км/ч)… и пару раз нас у придорожных кафе выпустили — где и водители наши перекусывали.
А на подходе уже к Якутску машина наша, как и положено, стала разваливаться по частям прямо на ходу: сначала тормоза полетели… потом, генератор забился… потом, тосол потёк… А потом, ещё и гаишники, видя такую лёгкую добычу — до кучи, привязались. И хорошо ещё, что нас внутри фургона не нашли…
В результате, в Якутск мы прибыли лишь к 24ч… преодолев за двое суток непрерывной езды по дико-якутским дорогам (так даже «федеральная трасса Вилюй» даже в 200км от Якутска продолжала оставаться всего лишь 1,5-рядной раздолбанной грунтовкой) ещё 1000км (в добавок к более чем 3000км, пройденным нами за это лето до того на вёслах по здешним рекам)… причем, практически всё это время проведя в тесном, холодном, пыльном, совершенно тёмном фургоне — да ещё и трясущемся постоянно покрепче, чем при тренировках космонавтов на центрифуге.
А когда после всего этого двери фургона в полночь наконец открылись — в них, радостно потирая руки и оживлённо обсуждая что-то по-своему, сразу же полезла толпа молодых, здоровых якутов весьма бандитского вида.
— Ну всё, — подумали мы. — С тем, что солнце для нас видимо не взойдёт больше никогда, мы за двое суток уже успели смириться. А теперь, для полного счастья, нас ещё и, похоже, в самое злачное местное бандитское кубло завезли. Где из таких, как мы, горе-путешественников привыкли уже бишбармак делать — для оголодавших за долгую дорогу водителей и прочего местного населения.
Но посмотрев на нас ещё раз по-внимательней, якуты сии решили, похоже, что мы и на бишбармак им не сгодимся… и взамен этого, стали мебель из фургона вытаскивать — заявив наконец по-русски, что она-то как раз для местного детского дома вполне ещё может подойти (это, в смысле, видимо, ихнее кубло тут так называется… а якуты эти под бедных сироток косят).
И происходило всё это, как выяснилось, в самом центре Якутска, на улице Пояркова (который, вроде нас, по Гонаму, Алдану, Зее и т.д. прошел ещё в 17 веке… и вот тебе, пожалуйста, до названия улицы дослужился… а это по-круче даже, на мой взгляд, будет, чем «человек и пароход»). Где булку в киоске я с трудом, но всё же нашел. А вот где и как тут до утра перекантоваться?
— Ладно, спите в фургоне, — махнул рукой колченогий якут Савва , довёзший нас до сюда… запер обратно… покрутил по городу ещё минут 30… После чего всё совсем затихло.
— Да уж, — думаем, — попали из огня да в полымя. Коли уж на бишбармак не сгодились — то видимо придётся нам всю оставшуюся жизнь в этом зиндане провести. И ладно, если просто голодом, жаждой, холодом и отсутствием света нас здесь по-быстрому заморят. А вот если, не дай бог, обратно в нижнее течение Лены увезут — то придётся нам там, вместе с остальными местными жителями ещё лет 100 мучиться (Якутия-то, в довершение ко всем своим суровостям — не только по холоду, но и по долгожительству в СССР 1-ое место занимала… да и сейчас тоже, скорее всего, занимает).
Но на следующее утро Савва нас, к нашему удивлению, отпер… и видя, что мы не только к прежним 4 000 рублей ему дополнительных денег не предлагаем (за то, чтобы он нас отсюда наконец выпустил) — но решили тут, похоже, вообще поселиться… сам начал нас из своего фургона пытаться выгонять (ему же туда ещё товары на весь посёлок, его сюда пославший, в обратную дорогу грузить)… что мы с видимой неохотой в конце концов и сделали.
И так оказались мы на этот раз на 7км Покровского тракта. Кругом сплошь домишки садоводческо-деревянные… ступить трудно — чтоб в мерзлотный пруд какой ни то не попасть… а вода питьевая у всех привозная… полбутылки не допросишься — пуще водки берегут (а это ж надо понимать — какая ценность для якута водка).
Но нам всё же удалось «раскулачить» слегка и этих «жмотов». После чего я остался на добытой воде завтрак приготовлять — на костре, разведённом прямо на небольшом травяном пустыре посреди улицы. А отец на автобусе уже поехал обратно в центр Якутска — выяснять, как и куда нам отсюда дальше выбираться.
Вернулся он к 15ч — сказав, что успел в Якутске уже упасть в голодный обморок. Накормил я его. После чего отец снова пошел — на этот раз в сторону автозаправки. Но, к счастью, вскоре же вернулся… на УАЗике… водитель (привезённый сюда из Астаны в 1980 году — да так и оставшийся…) отвёз нас к себе на базу (расположенную, как оказалось, в 5км ниже по Лене «Речного Порта»… рядом с грузовым паромом на Нижний Бестях… куда из центра Якутска автобус №1 ходит)… и устроил там ночевать на плавучем кране … рядом с которым был пришвартован ещё и частный сухогруз «Святой Николай» (с иконой, освящённой местным митрополитом… собирающийся, как раз, везти груз отсюда в Тикси) и три буксира по-мельче.
На кране нам с отцом отвели отдельную каюту. В кают-компании работал большой телевизор. На просторном камбузе стояла большая 4-конфорочная электроплита. Работал душ с горячей и холодной водой… В общем, приятно было отдохнуть в таких «домашних» условиях — после запертого мебельного фургона и перед следующей ещё неизвестной долгой дорогой.
На следующее утро встали мы в 7ч. Сварили каши в дорогу (чтобы голодания у нас больше не получилось, как на предыдущем КАМАЗе). Затем, всё тот же Виктор из Сатаны отвёз нас к паромному причалу и договорился там, чтобы УАЗик, идущий дальше по Магаданскому тракту, перевёз нас на другой берег Лены.
Далее — завершение маршрута.