Этот день прошёл под дождём. Ходовым его можно назвать с большой натяжкой. На воде группа провела менее трёх часов, передвигаясь либо на средней скорости, либо на малом ходу. К сырости мы начали привыкать, да и к холоду тоже. Однако, проблему с бензином решить не удалось.
В первой половине дня наша делегация, в составе двух человек, побывала с официальным визитом в селе Кутаны — напротив стоянки, на левом берегу, в двух километрах, ниже по течению Алдана. Жителей около восьмисот человек, которые рассредоточены по трём, расположенным рядом, селениям. Называются они Новые Кутаны, Старые Кутаны и просто Кутаны. Объясняется такая топонимика не борьбой за независимость, а суровой действительностью: одна деревня выгорела когда-то, в сильную засуху; другую смыло рекордным паводком. Люди, с третьего раза, набрались опыта и нашли самое защищённое место для жизни.
Просмотреть Кутаны на карте большего размера
Славянских лиц в деревне не видно, здесь исконное место обитания коренного населения. Первым делом нас встречает крепко выпившая компания в составе двух мужчин и одной старушки. Мужчины пытаются проявить агрессию, но сил не хватает. Представляемся важной государственной комиссией из Якутска, интерес к нам мгновенно пропадает.
В магазине покупаем странноватый набор продуктов: беляши и пиво. Хлеб здесь привозят после обеда. Нет слов, как досадно. В хозяйственном отделе, среди полотенец и чайников, продаётся Wi-Fi роутер. Смотрится на полке также органично, как если бы в центре Якутска продавали жирафа. Похоже, мы немного одичали, в своих лодках.
Приветливая продавщица рассказывает нам новости за прошедшую неделю, ещё более приветливый покупатель расспрашивает про жизнь в Москве и про Олимпиаду в Сочи. Самое большое удивление наших собеседников вызывает тот факт, что мы приехали сюда, «с материка», отдыхать. Прямо из Сочи?!
После магазина посещаем здание администрации, или сельсовет, как здесь говорят по привычке. Хороших новостей нет. Бензин привозят только по заказу, из Томмота, частные лица. Один из них — местный землеустроитель, который работает в этом же здании (что он тут устраивает — загадка). Уверяет, что проще всего найти топливо у тех самых старателей, о которых мы слышали ещё в Чагде.
Любопытная деталь: в одно время с нами, в Кутаны приехал член районной избирательной комиссии, из Томмота. По совместительству, он же и агитатор за «партию власти». Для нас это параллельная реальность. Фрагменты беседы районного функционера с местной чиновницей звучат так, словно сам-собой включился телевизор, с федеральными новостями. Даже слово «выборы» в таких местах произносится с трудом.
Спешим оставить цивилизацию, которую совсем не хочется видеть и слышать. На берегу говорим с «таксистом» из Томмота, который и привёз сюда члена избиркома, на своей лодке. Рекомендации всё те же — идти к старателям или в Усть-Миль. Правда, есть ещё небольшая надежда на Белькачи, но нет никакой конкретики. Расстояния слишком велики и рассчитывать на актуальность сведений не стоит.
Возвращаемся в лагерь, обедаем и выходим на реку. Дождь, как по заказу, усиливается, и временами заставляет караван идти сплавом, без моторов. Одна из трёх лодок оборудована полноразмерным тентом, а вот остальные беззащитны перед небесами. Кроме нехватки бензина, появляется ещё одна проблема: постепенно набирают влагу фото-видео камеры. К вечеру, в распоряжении группы остаётся лишь экшн-камера, в подводном боксе.
Около шести вечера добираемся до старательской артели. Их база — небольшой городок, на правом берегу Алдана, с причалом, взлётно-посадочной полосой, общежитием, баней, столовой, гаражами, мастерскими и запасами ГСМ. Однако, бензин здесь не продают. И не меняют, и не дарят. Уходим в посёлок Белькачи, до которого семь километров. Там тоже нет бензина, это уже точно известно. Но, бывают же чудеса…
В Белькачах, на берегу, видим странную картину, которую невозможно забыть: водитель автомобиля «УРАЛ» моет свою машину в реке, под моросящим дождём. Глядя на него с нескрываемым удивлением, поднимаемся в посёлок по размокшей глиняной колее. Первый от реки жилой дом — это крохотный магазинчик, где нас встречают глава семейства, его супруга, а также их сын.
Покупаем полведра свежих огурцов, с грядки. Убеждаемся, что бензина нет, берут его местные у старателей, а как берут — загадка. Возможно, поспособствует местная власть, с которой хозяйка дома тут же созванивается по телефону. Женщина-чиновница охотно соглашается нас принять, бензин не обещает, но на ночлег устроить можно.
Нам действительно хочется остаться здесь, в деревне, чтобы просушиться и помыться в бане. Между тем, узнаём от хозяина, что в трёх километрах ниже по реке, есть капитальная большая изба с печью. Рядом хорошее озеро, щука, дичь. После минутного совещания, решаем идти к избе. У нас ещё час светлого времени. Три километра — это рядом, не спешим, долго беседуем на берегу с местными жителями, расспрашиваем про оптимальную заброску на Учур, в расчёте на будущее. На всякий случай, нам показывают координаты избы на наших суперсовременных Гарминах.
Покидаем гостеприимные Белькачи. Выходим на воду. Не находим избу ни через час, ни через два. Через сорок километров, в темноте, видим огни по правому берегу. Это ещё одна база старателей, но уже заброшенная. Причаливаем, находим людей. Из пятерых аборигенов способность к общению сохранил только один. Бензин не продают. На противоположном берегу есть изба, там можно обсушиться.
Через четыре километра, каким-то чутьём улавливаем похожее место, на левом берегу, ниже устья ручья Далгакы. Разгрузка и установка лагеря — в полной темноте, под дождём. Через двадцать минут приходит наша четвёртая лодка, которая задержалась у старателей. И задержалась по делу!
Дополнительный раунд переговоров, как оказалось, не прошёл зря. Нашлись темы для обсуждения, общие интересы, схожие моменты биографии. В результате, Андрей Александрович купил-таки бензин. Целых двадцать литров, на три тысячи рублей. Отличная новость, теперь у нас точно есть запас, который позволит дойти до Усть-Миля хотя бы одной лодкой.
Поиски избы успешны, до неё полкилометра размытой колеи, она стоит на выработанной заготовителями леса деляне. Строение пропитано солярой, здесь чинили трактора. В срубе есть огромная печь, это плюс. До воды далеко и нужно охранять лодки — это минус.
Группа делится: одни остаются на берегу, спать в палатках, другие уходят под крышу. За день мы прошли 75 километров и они дались нелегко. Засыпаем под шелест дождя. Вспоминаем Белькачи, с баней и сельсоветом.
беляши были очень вкусные, но маленькие. Но теплые, но мало, но сейчас, но ооооочень мало….
Урал он мыл довольно интересно — из шланг. Сделав некое подобие эжектора из работающего двигателя и выхлопной трубы. И напор есть и вода не совсем холодная.
При поиске избы с застеклённой верандой по правому берегу ниже Белькачей отлично видели кучку довольно заманчивых в плане подводной охоты озёр. Но не задерживаясь там спустились ниже.
Избой сооружение в котором заночевала часть команды трудно назвать. Скорее — гараж. Идти до него довольно далеко и не очень целесообразно. К тому же на обратном пути в темноте легко блуданутьили попереломать ноги.
Вода поднималась, берег там довольно крут. Лодки надежно закрепили, а на утро нас ждал сюрприз
Да. Жаль что погода не дала нам там возможности «полазить»…
Места конечно просто сказочные — посредине от двух источников цивилизации — от Томмота и от Усть-Маи… И когда уже спустились ниже на 100 км — смотря в ту сторону от куда пришли (сторону гор) — какие они величественные и красивые . Дальше Алдан уже более равнинный и степенный…Да и уже не такой «дикий».
Если мне ещё кто то скажет : «Погнали в верховья Алдана !» — я без заминки отвечу ДА! Только уже чуть другим маршрутом (вход-выход) и с другим планом …
Всё ещё будет!Други!