ЯКУТИЯ 2013 — 13 августа

В полдень группа покидает место ночёвки, отправляясь к новым берегам. В дальнейшем, мы не раз вспоминали эту стоянку с сожалением: пожалуй, именно здесь мы могли отснять бо́льшую часть необходимого материала. Чистая река, ещё более чистые притоки в шаговой доступности, утиные места за поворотом, голодный хариус у берега, тихая протока напротив базового лагеря, рубленая баня неподалёку — в общем, все радости таёжной жизни были к нашим услугам.

Но, нам казалось, что это лишь начало «райских кущ» и дальше откроется что-то и вовсе чарующее. Журавль в небе, в который раз, оказался притягательнее той самой синицы, что в руке.

река Алдан

 

Туман рассеялся к одиннадцати часам, а на воду группа вышла после полудня. За первым же поворотом реки вновь открываются удивительные скальные нагромождения. Те из нас, кто родился и вырос на этой могучей северной реке, открывают для себя новый Алдан: в его верховьях мы впервые. Все прежние поездки ограничивались посёлком Усть-Мая, до которого сейчас пятьсот километров, вниз по реке.

река Алдан

 

Темп движения заметно вырос, лодки легко выходят в режим глиссирования и, единственное, что вызывает озабоченность — неожиданно высокий расход бензина, у некоторых моторов.

река Алдан

 

Если бы мы объявили конкурс на лучшую фотографию из описываемого маршрута, то следующий снимок, вероятно, оказался бы победителем. Во всяком случае, для меня эта фотография стала знаковой: именно такой запомнилась Якутия, в августе 2013 года. Зеркало воды, облака — предвестники скорого дождя, ещё зелёные сопки и тишина. Лучшее время года, на Крайнем Севере.

река Алдан

 

Вип-персоны республиканского масштаба, как оказалось, тоже умеют ценить красоту и чистоту якутской тайги. Через 17 километров от точки нашей ночёвки, видим на правом берегу, в устье ручья Элгяннях, капитальные строения, новые двухэтажные коттеджи и даже вертолётную площадку. Выглядит комплекс немного ирреально, с учётом отдалённости от районных центров.

База отдыха на Алдане

 

Солнце незаметно прячется за плотной облачностью, небо приобретает ровный серый цвет. Дождь бродит где-то рядом и угадать место встречи невозможно — по всем приметам видно, что нас ждёт затяжная морось, всепроникающая и тоскливая. Пользуемся благосклонностью природы и спешим вперёд.

река Алдан

 

В восемь часов вечера первая лодка каравана причаливает в посёлке Чагда. Остальные задерживаются, как выясняется, из-за отсутствия топлива. Одна из наших лодок приводит другую на буксире. Надеемся решить проблему с бензином в посёлке, однако, нас ждёт полное разочарование: АЗС здесь нет, а местные жители бензин не продают и любые уговоры бесполезны. Никакая «валюта», включая спирт, не котируется. Многократно завышенная цена, предлагаемая нами, не интересует.

село Чагда

 

Здесь нет бизнеса. Жителей Чагды кормит река и тайга. Бензин для них — важная часть в схеме выживания. Деньги в этой схеме имеют существенно меньшее значение.

Чагда стоит чуть выше места, где в Алдан впадает река Учур, известная своими промысловыми верховьями всем рыбакам Крайнего Севера и Сибири. До сегодняшнего вечера, мы лелеяли надежду подняться по Учуру, хотя бы на несколько сотен километров. Сейчас, оставшись с чисто символическими запасами топлива для моторов, нам уже не до Учура.

село Чагда

 

До села Кутана, где возможно есть бензин (или нет) — сотня километров. Если там топлива нет, следующий посёлок, где может быть АЗС — это Усть-Миль, до которого ещё полторы сотни. Итого, 250 км. Вполне реален вариант, когда экспедиции придётся идти сплавом, без моторов, часть этой дистанции. Скорость течения, в среднем, около пяти км\ч, плюс хлипкие вёсла, минус встречный ветер… Можно считать, что пойдём со скоростью пешехода.

Пока наши представители ведут переговоры и наводят справки в посёлке, устраиваем небольшую фотосессию на высоком берегу. Чагда стоит в живописной излучине. Жаль, облачность скрыла закат, могли бы получиться неповторимые кадры.

село Чагда

 

Официально, сельский населённый пункт Чагда создан в 1928 году, причём большую часть своего существования он являлся административным центром Учурского района. Затем произошло так называемое «укрупнение». Теперь здесь живут чуть более двухсот человек и этот посёлок — глухая окраина Алданского района. Таких, обречённых селений в Якутии десятки. Их существование закончилось вместе с уходом из региона геологоразведчиков.

село Чагда

 

Аборигены не убирают из лодок на берегу даже баки с бензином, не говоря уже о моторах и прочих материальных ценностях. Охранников нет, за берегом специально никто не смотрит. Ни одному местному жителю и в голову не придёт что-либо украсть у соседа. Такой уклад жизни, такие традиции.

село Чагда

 

Появление новых людей не проходит незамеченным. Взрослые реагируют сдержано, не спеша с общением, зато дети сразу занимают господствующие позиции рядом с нами, устроив показательные тренировки по пулевой стрельбе.

село Чагда

 

В посёлке пекут хлеб и здесь есть школа, в которой учатся двадцать детей. Среди череды пустеющих населённых пунктов, которые попадались нам на пути, Чагда — наиболее благополучная и обустроенная людьми, как нам показалось.

село Чагда

 

Покидаем гостеприимный берег в спешке. Местные жители обнадёжили нас, сообщив, что бензин мы обязательно найдём в старательской артели, которая работает рядом с селом Белькачи. До старателей больше сотни километров, но это уже хоть какая-то определённость. Выходим на воду в сумерках, получив от аборигенов точные рекомендации, где лучше переночевать.

Через полчаса встаём на левом берегу, в устье ручья Хахан. Это утиный рай, но оценить перспективы охоты не успеваем: начинает накрапывать дождь, лагерь ставим в темноте. На ужин лосятина, купленная у охотника в Чагде, и свежайшая дичь, добытая собственноручно.

ручей Хахан

 

Мясо бесподобно, повар великолепен. После вчерашнего рыбного вечера, стол как на заказ, для мясоедов. Да ещё и свежий хлеб! Только погода, кажется, не собирается нас баловать дальше. Все авансы выданы.

ручей Хахан

 

Ходовой день заканчивается сложными подсчётами. Двум моторам нужен смешанный с маслом бензин, ещё двум — чистый. Одного у нас больше, другого меньше. Расход топлива у всех моторов разный, а у водомёта — до неприличия большой.

Возможно, что одной лодке, без груза, придётся уходить вниз за бензином, либо завтра ближе к вечеру, либо послезавтра. А расходиться на полсотни километров, на такой реке, при полном отсутствии связи — не самое удачное решение. Вся надежда на старателей, к которым мы должны выйти завтра.

ручей Хахан

 

Это наша пятая ночёвка на реке. За день пройдено 130 километров. Засыпаем под звуки дождя. У воды прохладно и сыро.

ручей Хахан

ЯКУТИЯ 2013 — 13 августа: 9 комментариев

  1. C 1985 ПО 1992 ГОД. работал в старательской артели Ыныкчан. Участок.. Пятилетка… Очень скучаю по тем местам. В зимнее время пробивали зимник по реке Чюльба — Учур- Чагда. От участка до Чюльбы ( метеостанция) растояние 30 км через перевал. КОГО ИНТЕРЕСУЕТ МЕСТНОСТЬ. ПИШИТЕ.

  2. Сама метеостанция по моим сведениям не работает .но поселок наверняка в полном сохранности . Хорошее место для рыбалки и отдыха

  3. Таких людей как Юрик очень мало. ТАЕЖНЫЕ ЗАКОНЫ СОБЛЮДАЕТ НА ВСЕ 100. Всегда поймет . всегда поможет. В ккаждом году мы били зимник по Учуру. а Чагда. наша перевалочная база там стали хорошими друзьями. да и у него охотничии участок на пол тайги все время посещал нас Зимою баловались пушниной соболя. летом вкусным. малосольным хариусом было дело. жалко не смогу там попасть……

    1. Зеркальный фотоаппарат «Canon EOS 600D», видео записывалось в формате FullHD, 25 кадров в секунду.

      Объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L, для большей части сцен. Темноватый, но со стабилизатором, что очень важно. Половину материала снимал с рук.

      Второй объектив Canon EF 50mm f/1.4, для тёмного времени суток, но без стаба. Им совсем немного снято и только со штатива.

      Для подводных, воздушных и прочих экшн-съёмок — компактные камеры GoPro 3 Black и AAE. Последняя не помню какой модели.

Добавить комментарий