На комплектацию груза, загрузку автомобиля и принятие самого сложного решения — по нитке маршрута — ушли сутки с небольшим. В поселок Нежданинское, через который мы должны выйти на Юдому, вчера прошла машина, вахтовикам доставили топливо. Новость не добавляет оптимизма, мы все осознаем, что за Нежданкой — terra incognita. И ключевое для экспедиции решение принимаем по наитию. Оно даётся непросто…
Заброска на Юдому, по федеральной трассе «Колыма» отменяется. Группа едет в Томмот, в началу судоходного участка реки Алдан. Далее, мы будем идти вниз по реке до впадения в Алдан реки Маи, затем подниматься по Мае до устья Юдомы, далее — идти вверх по Юдоме, сколько позволят обстоятельства. Гора Палатка в этом году нас не увидит. Летнее наводнение 2013 года меняет наш маршрут радикально. Природа всё ещё сильнее человека. И, наверное, так правильно.
Из Якутска группа выезжает в 14 часов. Первые километры асфальта успокаивают: движение наша стихия, а определённость позволяет отключиться от суетливых мыслей. Впереди — Томмот.
На точку, с которой начнётся сплавная часть путешествия, мы планируем выйти через 10-12 часов. Иллюзия лёгкого катания исчезает быстро: то, что называется асфальтом, постепенно превращается в пересечённую местность, которая чередуется с болотами, колеями, просёлками и участками под условным названием «примите извинения за временные неудобства».
Каждый час наш водитель делает остановку. Мы покидаем грузопассажирский отсек, чтобы вытянуться на земле, в полный рост, на пару минут. Груз в кунге занимает господствующее положение по отношению к людям: во время движения группа размещается в свободном пространстве, между моторами, лодками, ящиками и канистрами. Это весёлый тетрис, в первые часы…
Над рекой Лена настоящее северное небо. Полчаса передышки на переправе позволяют отдышаться и впервые разглядеть ту Якутию, с которой мы спешили встретиться. Белый пух облаков, космическая синева небосвода, коричневая вода реки.
Последнее — не радует, но для нас это не новость. Все сводки получены и усвоены заранее. Главное — верховья Алдана уже чистые. А там будет видно…
Два Андрея, на переправе, обсуждают какие-то значимые вопросы. Учитывая общий вектор настроения группы — скорее всего, говорят о еде.
Если группа замечает работу фотографа — можете быть уверены, что на снимках самое начало маршрута. Через три недели объектив можно приставлять к виску путешественника, которого снимаешь — он будет невозмутим. Человек привыкает ко всему, а в тайге ещё и ко всем. Даже к комарам и прессе.
Иван Игошин — самый бывалый из нас. 40 лет туристического стажа, множество официальных регалий и признание коллег… — в общем, солидный опыт и, тем не менее, впереди у него точно такая же неизвестность, как у всех нас. Мы перекраиваем график, маршрут, запас продуктов и количество груза практически на ходу. Такова реальность.
Одно из условий движения через Нежданку – это две машины. У нас – только одна. Это утопия. Выбор маршрута на Томмот дался с болью в сердце. Палатка нынче не светит. Остается рыбалка. Я откровенно расстроен.
При укладке груза в автомобиль плохо подумали о расположении людей. Много мягких вещей оказалась не доступно, что сильно осложнило путешествие до Томмота по довольно разбитой ночной грунтовке. Редкие куски асфальта воспринимались, как дар богов.
Переправа через Лену. Их две: на Н.Бестях и Качикатцы. На Бестях ближе и там паром ходит по расписанию. В Качикатцах – по наполнению, т.е. можно заторчать на некоторое время, но мы выбрали именно эту, по тому, что часть маршрута (около 100 км) пролегает по асфальту.