ЯКУТИЯ 2013 — 18 августа

Половину наступившего дня проводим в Усть-Мае. Над нами берёт шефство начальник районной инспекции по маломерным судам. Благодаря его содействию, не сразу, но всё же находим гайки крепления винта, более менее схожие с потерянной.

А самое главное, получаем ответы на все наши вопросы: пожалуй, из всех встреченных нами на маршруте представителей власти, руководитель ГИМС оказался наиболее информирован и компетентен. Неудивительно, должность обязывает.

2013-08-18__05-30-58

 

Погода установилась замечательная, греет солнце, не спеша собираемся и загораем. На АЗС заряжаем аккумуляторы и берём питьевую воду. Окончательное решение о маршруте ещё не принято, но вода в Мае действительно грязная, как нам и говорили ещё в Усть-Миле. Похоже, наша мечта о Юдоме несбыточна, в этом году.

2013-08-18__07-43-12

 

Пока группа занимается сборами, есть полчаса на небольшую экскурсию по административному центру Усть-Майского района. Он, как большинство небольших населённых пунктов на Крайнем Севере, замер на грани закрытия, но благодаря статусу, будет существовать, пока существует сам район. Укрупнять уже некуда.

Калитка, ведущая во двор частного домовладения, припёрта доской. Значит, хозяев нет дома. Этот знак существует здесь сотни лет, практичный и лаконичный.

2013-08-18__07-46-32

 

Улица Геологов есть в каждом северном городке. Благодаря геологам, российский Крайний Север, ещё во времена СССР, получил значительный импульс социально-экономического развития территорий. Геологические партии и экспедиции постоянного базирования являлись градообразующими предприятиями в каждом районе. Конечно, это была командная экономика и она полностью зависела от политики. Политика изменилась, геологи ушли. А улицы остались.

2013-08-18__07-49-22

 

Это самая длинная улица Усть-Маи, которая превращается за посёлком в таёжный тракт, протянувшийся по окрестностям на десятки километров. Круглогодичного автомобильного сообщения с «материком» здесь нет, только зимник.

2013-08-18__07-47-50

 

Многие жилые дома в селениях Якутии выглядят непритязательно и могут показаться заезжему гостю лачугами. Такое впечатление не всегда верно: за серым забором добротное хозяйство и в таком доме вполне комфортно жить. А то, что дерево чёрное от времени, никого не смущает. Здесь не принято тратиться на краску, которая облетит от первых же сильных морозов.

2013-08-18__07-55-10

 

Вместе с тем, если позволяет бюджет, то почему бы и не покрасить? Это здание строится за государственный счёт, здесь будет что-то типа культурного центра.

2013-08-18__07-55-52

 

Так выглядит одна из улиц в центре Усть-Маи. Основная часть населения, которого около восьми тысяч человек, живёт в таких домах, на своей земле. Собственное подсобное хозяйство, в той или иной степени, есть у каждой семьи, за редким исключением.

2013-08-18__08-01-50

 

Вместе с моим экскурсоводом, мы встречаем местного жителя, который вернулся с Юдомы. УАЗ с тележкой для транспортировки лодки спускается в реку задним ходом, моторка заходит на тележку с разгона, с первого раза. Похоже, человек за штурвалом может выполнить этот трюк с закрытыми глазами.

2013-08-18__08-06-50

 

Пока доставляем лодку по назначению, узнаём, что вся Мая «чёрная» — так здесь говорят о грязной реке, во время подъёма уровня воды — рыбалки на ней нет, надо ждать 5-7 дней. На Юдоме получше, идёт ленок, но придётся подниматься по ней хотя бы сотню километров. В общем, новости не радуют.

Центральная улица посёлка удивляет рекламными плакатами, в основном, социальной тематики. Почти не видим людей, воскресный день они используют для заготовок. А кроме того, сегодня открылся сезон охоты.

2013-08-18__08-18-50

 

Люди на Севере, в большинстве, приветливы и радушны. Фотоаппарат не то чтобы не пугает, но даже не удивляет. Без слов понятно, что мы с «материка» и по делу. Без дела сюда с «материка» не ездят.

2013-08-18__08-18-58

 

Магазин, как обычно, оплот цивилизации, информационный и культурный центр в одной комнате. Свежим хлебом пахнет даже на улице.

2013-08-18__08-19-16

 

Навигация завершится через полтора месяца. За это время надо успеть привезти крупногабаритные и тяжёлые грузы, сравнительно недорого. Хотя, автомобильные перевозки по зимнику уже успешно конкурируют с речным транспортом. Там, где меньше государственного контроля, меньше и тарифы.

2013-08-18__08-20-08

 

Тем временем, группа на берегу принимает невесёлое и ожидаемое решение: мы не идём вверх по Мае и не попадаем на Юдому. Второй раз за маршрут, нам приходится отказываться от намеченного, из-за диктата природы. Простая арифметика, в которой ключевыми данными являются расход бензина и километраж, подсказывает нам наиболее прагматичный вариант — идём к устью реки Ханда и поднимаемся по ней, насколько сможем. Места известные, рыбные и большая вода оттуда уже ушла.

Глядя на коричневую воду, которую выбрасывает в Алдан река Мая, мы вспоминаем первые дни маршрута, после Томмота, и великолепные места, оставшиеся позади. О том, что готовит нам столь желанная Мая, тогда никто и подумать не мог. А масштабы паводка, точнее его последствий, действительно поразили. Вот спутниковый снимок того периода, на котором отчётливо видно происходящее в Якутии, дождливым летом 2013 года.

pavodok

 

После полудня покидаем Усть-Маю и через километр после старта попадаем в жесточайший шторм. Высота волн около полуметра, а местами до метра. Невозможно идти даже на средних оборотах двигателя. Продолжаем движение малым ходом, стараясь удержать лодки поперёк волны.

2013-08-18__09-11-06

 

Караван жмётся к берегу, прячась от ветра и шторма. Некоторые участки невозможно идти на моторах, сплавляемся по 2-3 километра. Самая большая проблема — груз, который от ударов волны постепенно смещается к корме лодки. Удержать его невозможно, вязать внутри судна некуда. Поэтому, на ходу приходится перебрасывать ящики, рюкзаки и канистры вперёд, чтобы хоть как-то сохранить развесовку.

2013-08-18__12-43-30

 

Алдан в нижнем течении, от Усть-Маи до впадения в Лену, более активно используется речниками, чем средний участок, от Томмота до Усть-Маи. За два часа ходового времени встречаем уже третий транспорт, везущий уголь из посёлка Джебарики-Хая. С мостика нам весело машут беззаботные люди. С завистью провожаем взглядами теплоход, во всех подробностях представляя, как тепло и уютно в его кают-компании.

2013-08-18__12-55-52

 

У сухогруза на борту — запоминающийся регистрационный номер. Возможно, мы повстречали какой-то «блатной» корабль, в своём техническом классе.

2013-08-18__12-56-24

 

Около восьми часов вечера проходим посёлок Эльдикан, по правому берегу. Все запасы мы пополнили в Усть-Мае, поэтому, не останавливаемся. Надо найти место ночёвки до темноты.

2013-08-18__14-00-24

 

В шестнадцати километрах от Эльдикана, в районе села Кюпцы, проходим под проводами новой ЛЭП. Ширина реки здесь составляет 700 метров, расстояние между опорами — километр. Это новая линия от подстанции Сулгачи, благодаря которой Эльдикан получил дешёвую электроэнергию. Высота новой опоры на снимке — 84 метра. Вес конструкции — 64 тонны.

2013-08-18__14-57-44

 

Линия протяженностью 167 километров проложена в междуречье между реками Амга и Алдан, и введена в эксплуатацию в сентябре 2007 года. Напряжение — 110 кВт. Прямо под проводами слышится жужжание, которое не заглушает даже звук лодочного мотора.

2013-08-18__14-58-14

 

Остановившись через полчаса, чтобы дождаться отставшую лодку, видим плывущую по реке корягу. Только плывёт она поперёк реки, в трёхстах метрах от нас, ниже по течению. Через секунду мы уже рядом, с ружьём наизготовку, провожаем добычу к берегу. Это косуля, которая на свою беду решила переправиться через Алдан именно здесь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Андрей Александрович предлагает даровать животному жизнь. По здравому разумению, решено предложение поддержать. Времени на разделку нет, еды у нас в достатке, а зверушка проплыла не меньше километра, в ледяной воде, выбиваясь из сил.

Сопровождаем косулю до берега и отпускаем восвояси. Андрей Евгеньевич прячет ружьё и становится похож на доброго сказочника.

2013-08-18__15-41-18

 

Сумерки приходят раньше, чем этого хотелось бы. Навигаторы показывают интересный приток впереди, по правому берегу. Появляется луна.

2013-08-18__16-29-16

 

Останавливаемся для совещания в любопытной точке: глубокая яма, у скального берега и своеобразный сбой струй, на котором лодки медленно вращаются по кругу. Невольно приходит мысль об огромных тайменях, которые лежат в таких ямах и ждут, когда их поймают. Или они поймают …

2013-08-18__16-31-54

 

Через двадцать минут заходим у устье реки Керби. Берег сложный, заросший и крутой. Где вставать — непонятно, времени на поиски нет. Тем не менее, пройдя 200 метров, видим на обрыве строение. Чалимся у скользкого глинистого спуска, в воде лежит пятиметровая лестница. Без неё на берег с грузом не подняться. Обустраиваем причал.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Место для ночёвки оказалось роскошным: крепкая тёплая изба, баня, коптильня, ледник, туалет, родник. И даже веранда, с видом на закат и настоящую северную лагуну.

2013-08-18__18-08-00

 

Андрей Александрович готовит ужин. Допоздна засиживаемся на веранде, любуясь сначала закатом, а позже — яркой луной на чистом звёздном небе.

2013-08-18__19-12-38

 

Дистанция пройденного ходового дня — 184 километра. И ещё несколько снимков ниже.

ЯКУТИЯ 2013 — 18 августа: 2 комментария

  1. Да уж волна была хорошая. Витальке пришлось лечь на самый нос лодки и его отрывало и подбрасывало на высоту до метра. Я, честно говоря, боялся, что в очередном подскоке он улетит за борт. И груз, конечно, сильно смещался на корму (это хорошо видно по фотографии со спрайтом — наезжает на ноги). Мы решили этот вопрос перекидыванием с кормы на нос. Получился этакий круговорот груза.
    Я бы косульку мочканул. мясо — есть мясо. Особенно учитывая низкое качество нашей тушенки.
    Стоянка вечером — просто шикарная. Маячившая возможность помыться и побриться грела душу. К тому же беседка создана явно для задушевных бесед или глубоких медитаций в одиночестве.
    Андрею, наконец — то сделали обещанный спиннинг. Не прошло и полгода.
    Даже на моем скромном фотоаппарате получилась интересная лунная дорожка.
    И я первый раз ночевал на открытом воздухе. Ощущения — СУПЕР.

Добавить комментарий