ЯКУТИЯ 2013 — 17 августа

Утро выдалось нестандартным: чистое синее небо, отменный завтрак, абсолютно сухое снаряжение, выспавшийся коллектив. Отправляем одну лодку за бензином в посёлок, там же надо забрать аккумуляторы и зарядные устройства, оставленные с вечера.

В Усть-Миле продаётся топливо только одной марки — АИ76. Такого уже не найти в центральной России и мы рискуем моторами, для которых производитель рекомендует АИ95. Поэтому, топливо берём только до Усть-Маи. Правда, жители посёлка говорят, что «девяносто второй», который продаётся в Мае, хуже чем их «семьдесят шестой». Вот мы и проверим.

Не спеша грузим караван, загорая под неярким августовским солнцем. День действительно выдался как по заказу. Иван Иванович впервые пускает в дело новый коптильный ящик, категорически не соглашаясь выбрасывать не вместившихся в котёл окуней. Мы посмеиваемся, поскольку, рыба уже немного надоела — вообще, а окуни — в особенности. Никто это есть не станет, само собой, думаем мы.

 

Всерьёз огорчает несколько деталей. Во-первых, отсырела одна из двух камер CANON и может выйти из строя. Во-вторых, на одной лодке нет весла. Скорее всего, ночью на волне оно слетело сначала с фиксатора горизонтального положения, а затем, упираясь в дно лопастью, вылетело из уключины. Виталий Владимирович проходит по берегу, вниз по течению, в поисках. Однако, безрезультатно. Андрей Евгеньевич хмурится.

 

Впрочем, наша основная задача на сегодня остаётся простой и никак не зависит от этих мелочей. Надо дойти до Усть-Маи, купить полный запас бензина и повернуть на Юдому. До посёлка около ста двадцати километров, на три-четыре ходовых часа. Полтора внеплановых часа, на берегу, тратим на просушку камеры. Высохла, заработала.

Выходим поздно, в четвёртом часу. В Усть-Маю должны дойти в сумерках. Аборигены сообщают, что из реки Маи идёт грязная вода. В таком случае, смысл подъёма на Юдому не очевиден. Тем не менее, надо спешить.

Караван отчаливает от берега и, в пяти метрах, мы видим на дне потерянное весло. Сюрприз! Оказывается, мало того, что у питерского судна разваливаются уключины — у него ещё и вёсла тонут. Нет худа без добра. Андрей Александрович раздевается, ныряет и достаёт девайс, с глубины в три метра.

Начинаем движение, то и дело останавливаясь для съёмки. Чарующие пейзажи, сказочные берега, отличный свет — в общем, всё что нужно операторам.

 

Времени совсем мало, однако, заходим в устья небольших ручьёв для двух-трёх «контрольных» забросов и, заодно, делаем фотографии для партнёров экспедиции.

 

Скальные выходы местами уходят в воду вертикальными стенами. В таких ямах можно взять хорошего хищника. Однако, с сожалением проходим многообещающие берега. Время — наш главный распорядитель.

 

Ближе к вечеру появляются облака, вероятно, ночью задождит. Но, грех жаловаться на природу, сегодня мы и так идём в режиме максимального комфорта.

 

Рыбалка в этот день менее удачна, чем вчера. Даёт о себе знать спешка. Надо идти вперёд, правда там, впереди, никакой определённости.

 

Ширина Алдана здесь, местами, достигает 1 300 метров. Как-то сразу верится, что он — на шестом месте среди рек России по объёму стока и является самым крупным притоком реки на территории страны.

 

Ждём отставший экипаж, любуясь пейзажами. Темп передвижения неплохой, все лодки идут быстрее тридцати километров в час. В Усть-Мае будем даже раньше, чем планировали.

 

Или позже… За тридцать километров до посёлка возникает проблема. При включении заднего хода, с нового американского мотора слетает винт. У нас есть запасной, но он крепится гайкой, которая была одна. Тоже американская. Дюймовая! Приехали.

 

Считаем скорость буксировки, расход бензина на буксировке и прочие расходы. Мимо идёт старенький «Крым», голосуем. Подходят, в лодке якутская семья, муж и жена, жители Петропавловска. Они возвращаются со сбора охты (северная ягода). Мужчина достаёт волшебный ящик, находим нечто похожее на утраченную гайку, шплинтуем отечественным гвоздём, вместо американской железки.

 

Дарим добрым людям второй стол, который хотели выбросить ещё в первый день маршрута. Абсолютно новый, раскладной, лёгкий и прочный. Наши спасители оставляют нам полведра ягоды. Можно идти дальше, только теперь на «EVINRUDE» нельзя включать заднюю. В прямом смысле слова.

 

На закате проходим Троицк, посёлок на правом берегу Алдана, перед устьем Маи. Впереди, на левом берегу Петропавловск, до Усть-Маи десять километров.

 

Заметно холодает, идти по реке в это время не комфортно. Пока нет определённости с местом ночёвки, но цвет воды в Алдане постепенно меняется.

 

Причаливаем в конце посёлка, рядом с АЗС. На руках выносим на берег почти полтонны бензина. Алдан в этом месте широкий, Мая впадает в него четырьмя руслами. Напротив — несколько островов, все заливные. Стремительно темнеет и мы решаем остаться ночевать здесь же, на берегу, чтобы с утра найти злосчастную гайку крепления винта — это раз; и выяснить у местных жителей, какова обстановка на Мае и Юдоме — это два.

 

Эта часть Усть-Маи — самая окраина, опустевший посёлок геологоразведчиков, который аборигены так и называют: «экспедиция». Много брошенных домов, где можно провести ночь. Но, дождя нет и мы остаёмся спать в палатках, у воды. Выбрасываем испортившиеся остатки мяса, добытого трое суток назад. Ужинаем чаем и лапшой.

 

Один экипаж возвращается из магазина, работающего в центре посёлка. Рассказывают подробности. Самые яркие впечатления от посещения цивилизации — наглядная агитация, которой украшены улицы Усть-Маи. На здании Сбербанка написано что-то про нашу победу.

 

Небо не предвещает сложностей. Ясно, холодно и тихо. За день прошли 124 километра. В полночь выпадает обильная роса. В два часа ночи над рекой зажигается голубая звезда, предположительно, Сириус. От её света на воде появляется тонкая дорожка космического сияния. Красиво и неповторимо.

 

Ниже — ещё несколько фотографий этого ходового дня.

  • Химик  говорит:

    Пока мы с Виталькой сплавляясь на малом ходу пытаемся разглядеть в прибрежной растительности уплывшее весло — его уже давно нашли. Рации работают отлично, но видимо сообщить нам — не сочли нужным.
    Замена бензина с 92 на 76 дала на нашем судне потерю скорости всего в 1 км/ч.
    Гайка не только с дюймовой резьбой, но ещё и на конус. Дефицит. Хорошая наука нам на будущее.
    И это говорит, о том, что Андрей или Павел — грешили))).
    Хотя Андрей вроде клятвенно заверял в обратном.
    Охта — вкуснятина. Не привыкшие южане по моему — не оценили, а мы с Виталькой с превиликим удовольствием занямкали ягодку.
    Лозунг на Сбербанке «Мы помним ваш подвиг» и хотя мы конечно понимаем, что он обращен к расположенному неподалеку скверику Победы, но в отношении самого Сбера — более, чем точное попадание. Прям по Фрейду, мля.
    Такого отковенного нае#ывания, как на этой заправке мы пожалуй больше не встречали в этой экспедиции. Недолив не детский.
    И я ещё никогда в жизни не жег костров в 20 метрах от нефтебазы. Забавное ощущение.
    Была отличная сотовая связь и все, кто хотел — поговорили с родными или по бизнесу.

Напишите комментарий