ЯКУТИЯ 2013 — 17 августа

Утро выдалось нестандартным: чистое синее небо, отменный завтрак, абсолютно сухое снаряжение, выспавшийся коллектив. Отправляем одну лодку за бензином в посёлок, там же надо забрать аккумуляторы и зарядные устройства, оставленные с вечера.

В Усть-Миле продаётся топливо только одной марки — АИ76. Такого уже не найти в центральной России и мы рискуем моторами, для которых производитель рекомендует АИ95. Поэтому, топливо берём только до Усть-Маи. Правда, жители посёлка говорят, что «девяносто второй», который продаётся в Мае, хуже чем их «семьдесят шестой». Вот мы и проверим.

Не спеша грузим караван, загорая под неярким августовским солнцем. День действительно выдался как по заказу. Иван Иванович впервые пускает в дело новый коптильный ящик, категорически не соглашаясь выбрасывать не вместившихся в котёл окуней. Мы посмеиваемся, поскольку, рыба уже немного надоела — вообще, а окуни — в особенности. Никто это есть не станет, само собой, думаем мы.

на реке Алдан

 

Всерьёз огорчает несколько деталей. Во-первых, отсырела одна из двух камер CANON и может выйти из строя. Во-вторых, на одной лодке нет весла. Скорее всего, ночью на волне оно слетело сначала с фиксатора горизонтального положения, а затем, упираясь в дно лопастью, вылетело из уключины. Виталий Владимирович проходит по берегу, вниз по течению, в поисках. Однако, безрезультатно. Андрей Евгеньевич хмурится.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Впрочем, наша основная задача на сегодня остаётся простой и никак не зависит от этих мелочей. Надо дойти до Усть-Маи, купить полный запас бензина и повернуть на Юдому. До посёлка около ста двадцати километров, на три-четыре ходовых часа. Полтора внеплановых часа, на берегу, тратим на просушку камеры. Высохла, заработала.

Выходим поздно, в четвёртом часу. В Усть-Маю должны дойти в сумерках. Аборигены сообщают, что из реки Маи идёт грязная вода. В таком случае, смысл подъёма на Юдому не очевиден. Тем не менее, надо спешить.

Караван отчаливает от берега и, в пяти метрах, мы видим на дне потерянное весло. Сюрприз! Оказывается, мало того, что у питерского судна разваливаются уключины — у него ещё и вёсла тонут. Нет худа без добра. Андрей Александрович раздевается, ныряет и достаёт девайс, с глубины в три метра.

Начинаем движение, то и дело останавливаясь для съёмки. Чарующие пейзажи, сказочные берега, отличный свет — в общем, всё что нужно операторам.

2013-08-17__12-05-40

 

Времени совсем мало, однако, заходим в устья небольших ручьёв для двух-трёх «контрольных» забросов и, заодно, делаем фотографии для партнёров экспедиции.

2013-08-17__12-38-32

 

Скальные выходы местами уходят в воду вертикальными стенами. В таких ямах можно взять хорошего хищника. Однако, с сожалением проходим многообещающие берега. Время — наш главный распорядитель.

2013-08-17__12-46-50

 

Ближе к вечеру появляются облака, вероятно, ночью задождит. Но, грех жаловаться на природу, сегодня мы и так идём в режиме максимального комфорта.

2013-08-17__12-47-14

 

Рыбалка в этот день менее удачна, чем вчера. Даёт о себе знать спешка. Надо идти вперёд, правда там, впереди, никакой определённости.

2013-08-17__12-48-46

 

Ширина Алдана здесь, местами, достигает 1 300 метров. Как-то сразу верится, что он — на шестом месте среди рек России по объёму стока и является самым крупным притоком реки на территории страны.

2013-08-17__13-02-38

 

Ждём отставший экипаж, любуясь пейзажами. Темп передвижения неплохой, все лодки идут быстрее тридцати километров в час. В Усть-Мае будем даже раньше, чем планировали.

2013-08-17__13-29-46

 

Или позже… За тридцать километров до посёлка возникает проблема. При включении заднего хода, с нового американского мотора слетает винт. У нас есть запасной, но он крепится гайкой, которая была одна. Тоже американская. Дюймовая! Приехали.

2013-08-17__14-47-46

 

Считаем скорость буксировки, расход бензина на буксировке и прочие расходы. Мимо идёт старенький «Крым», голосуем. Подходят, в лодке якутская семья, муж и жена, жители Петропавловска. Они возвращаются со сбора охты (северная ягода). Мужчина достаёт волшебный ящик, находим нечто похожее на утраченную гайку, шплинтуем отечественным гвоздём, вместо американской железки.

2013-08-17__14-47-50

 

Дарим добрым людям второй стол, который хотели выбросить ещё в первый день маршрута. Абсолютно новый, раскладной, лёгкий и прочный. Наши спасители оставляют нам полведра ягоды. Можно идти дальше, только теперь на «EVINRUDE» нельзя включать заднюю. В прямом смысле слова.

2013-08-17__14-31-54

 

На закате проходим Троицк, посёлок на правом берегу Алдана, перед устьем Маи. Впереди, на левом берегу Петропавловск, до Усть-Маи десять километров.

2013-08-17__16-06-10

 

Заметно холодает, идти по реке в это время не комфортно. Пока нет определённости с местом ночёвки, но цвет воды в Алдане постепенно меняется.

2013-08-17__16-15-48

 

Причаливаем в конце посёлка, рядом с АЗС. На руках выносим на берег почти полтонны бензина. Алдан в этом месте широкий, Мая впадает в него четырьмя руслами. Напротив — несколько островов, все заливные. Стремительно темнеет и мы решаем остаться ночевать здесь же, на берегу, чтобы с утра найти злосчастную гайку крепления винта — это раз; и выяснить у местных жителей, какова обстановка на Мае и Юдоме — это два.

2013-08-17__16-43-44

 

Эта часть Усть-Маи — самая окраина, опустевший посёлок геологоразведчиков, который аборигены так и называют: «экспедиция». Много брошенных домов, где можно провести ночь. Но, дождя нет и мы остаёмся спать в палатках, у воды. Выбрасываем испортившиеся остатки мяса, добытого трое суток назад. Ужинаем чаем и лапшой.

2013-08-17__16-45-14

 

Один экипаж возвращается из магазина, работающего в центре посёлка. Рассказывают подробности. Самые яркие впечатления от посещения цивилизации — наглядная агитация, которой украшены улицы Усть-Маи. На здании Сбербанка написано что-то про нашу победу.

2013-08-17__16-46-34

 

Небо не предвещает сложностей. Ясно, холодно и тихо. За день прошли 124 километра. В полночь выпадает обильная роса. В два часа ночи над рекой зажигается голубая звезда, предположительно, Сириус. От её света на воде появляется тонкая дорожка космического сияния. Красиво и неповторимо.

2013-08-17__16-50-00

 

Ниже — ещё несколько фотографий этого ходового дня.

  • Химик  говорит:

    Пока мы с Виталькой сплавляясь на малом ходу пытаемся разглядеть в прибрежной растительности уплывшее весло — его уже давно нашли. Рации работают отлично, но видимо сообщить нам — не сочли нужным.
    Замена бензина с 92 на 76 дала на нашем судне потерю скорости всего в 1 км/ч.
    Гайка не только с дюймовой резьбой, но ещё и на конус. Дефицит. Хорошая наука нам на будущее.
    И это говорит, о том, что Андрей или Павел — грешили))).
    Хотя Андрей вроде клятвенно заверял в обратном.
    Охта — вкуснятина. Не привыкшие южане по моему — не оценили, а мы с Виталькой с превиликим удовольствием занямкали ягодку.
    Лозунг на Сбербанке «Мы помним ваш подвиг» и хотя мы конечно понимаем, что он обращен к расположенному неподалеку скверику Победы, но в отношении самого Сбера — более, чем точное попадание. Прям по Фрейду, мля.
    Такого отковенного нае#ывания, как на этой заправке мы пожалуй больше не встречали в этой экспедиции. Недолив не детский.
    И я ещё никогда в жизни не жег костров в 20 метрах от нефтебазы. Забавное ощущение.
    Была отличная сотовая связь и все, кто хотел — поговорили с родными или по бизнесу.

Напишите комментарий