ЯКУТИЯ 2013 — 16 августа

День начался раньше обычного, с обращения Ивана Ивановича к Андрею Евгеньевичу. В первой части диалога он, заглянув в окно нашей палатки, попросил закурить. Во второй части, с той же интонацией сообщил, что на берегу осталось только три лодки, из четырёх.

— Что?! … Иваныч, ты шутишь?
— Да какие тут шутки, …

Никто из группы уехать не мог. Отвязалась? Украли? Жестокий розыгрыш? За минуту, пока одеваемся, понимаем что не розыгрыш. В сонных головах пытаемся выстроить схему действий. Получается неважно.

Выбрасываем из лодки с самым мощным мотором весь тяжёлый груз. Пытаемся подсчитать, насколько хватит бензина. Рации берут не более, чем на четыре-пять километров. До Усть-Миля 75 километров. Возвращаться назад смысла нет, если найдём. Если не найдём — тоже нет. Или есть? Скорее, придётся возвращаться. Но, оставшиеся три лодки тоже надо отправлять. Где встречаемся? До какого времени искать?

Лихорадочно обдумываем хоть какой-то план на день. А поверх суеты, отчётливо понимаем: если не вернём лодку, экспедицию можно сворачивать. Вместе с грузом, который в ней, мы теряем большие деньги, снаряжение, съёмочное оборудование. А также, утрачиваем мобильность — то, из-за чего и были выбраны моторные лодки, в качестве средств сплава.

2013-08-16__08-24-48

 

По счастью, пока нет дождя, хотя небо хмурится не меньше, чем вчера. Сегодня мимо прошла лишь одна моторка, на рассвете, под противоположным берегом. С утра совсем нет тумана, Иван успел осмотреть русло в бинокль, примерно на 4-5 километров вниз. Дальше левый поворот, на 90 градусов, надеемся что судно прибило за ним. Совершенно непонятно, когда оно ушло: крайний раз к воде мы спускались около полуночи.

Сейчас видимость ухудшается, снизу по реке поднимается к нам дождь, надо спешить. Под дождём мы не сможем толком разглядеть берега. Берём сухой паёк, договариваемся, что группа будет ждать до полудня, дальше пойдёт вниз. В худшем случае, встречаемся в Усть-Миле.

2013-08-16__08-26-54

 

Счастливые люди, оставшиеся спать в срубе, встречают новый день в блаженном неведении. У них фотосессия и хорошее настроение.

2013-08-16__05-58-14

 

Лодку мы находим в трёх километрах ниже, прибитую к берегу, в целости и сохранности. Она стоит в прямой видимости от нашего лагеря. Скорее всего, Иван Иванович поспешил с просмотром берега, либо принял её за створ. Она без чалки. То есть, налицо примитивная небрежность: развязался узел на причальной скобе. Полчаса уходит на буксировку против течения.

2013-08-16__08-25-24

 

Погода не обещает сегодня веселья, но в сравнении с тем, что что мы ощущали час назад, любые осадки — пустяки. И то, что нет бензина, и мокрые спальники, и вообще всё — пустяки. Никто никуда не спешит, долго и с удовольствием «гоняем чаи».

Выходим на реку в три часа, запланированное ходовое время — не более трёх часов. Планируем встать на ночёвку в шесть. Скорее всего, остановимся в посёлке, потому что невыразимо хочется капитальной крыши над головой.

2013-08-16__08-25-46

 

Выбиваемся из графика по двум причинам: случайно обнаруженная яма с одичавшими голодными окунями, все как на подбор по килограмму. И закончившийся в двух лодках бензин. Двумя судами доходим до Усть-Миля, в начале восьмого одна разгруженная лодка, с запасом топлива, отправляется вверх по течению, за отставшими.

Усть-Миль, как и все остальные якутские селения, встречает дружелюбно. В первые же минуты, после выхода на берег, у нас появляется водитель на УАЗе, готовый помочь с транспортировкой канистр, от заправки к воде. В первой же избе охотно предоставляют возможность включить в сеть зарядные устройства. Первый же встречный подсказывает, что напротив посёлка, на правом берегу, стоит заброшенный лесхоз, где есть добротная изба с печью.

На лодках местных жителей встречаются настоящие раритеты. Это двигатели «Нептун» и «Вихрь», причём второй — явно из советской эпохи. Страшно ломучие, и вместе с тем, живучие агрегаты, которые кормят своих хозяев десятки лет.

2013-08-16__14-07-34

 

Посещаем магазин (такой у нас ритуал), покупаем свежий хлеб и конфеты. Грузим в оставшуюся лодку, рассчитанную на 600 килограмм, содержимое второго судна. И переправляемся на ночёвку за один раз, втроём. Румпель не поворачивается, моторист завален рюкзаками, скорость минимальна, но мы достигаем цели.

Изба отличная, разделена на две половины, в одной из которых чинили моторы, а в другой жили вполне хозяйственные люди. Сразу разводим на берегу большой костёр, чтобы не повторить позавчерашнюю ошибку, когда половина дня прошла в «догонялках». На ужин — три десятка окуней и пара щук, которых приходится чистить дотемна. Через час приходит наш караван, без происшествий.

Совсем нет дождя, небо очищается от туч. Над посёлком гаснет полоса заката. Стараемся не загадывать, но, возможно, завтра будет погожий денёк.

2013-08-16__16-59-24

 

Печь в срубе сделана толково, дыма нет совсем, а вот жар отменный. Отряжаем двух человек спать на берегу, у лодок. Остальные ночуют в апартаментах. Позади 75 километров, пройденных на «сухих» баках. Впереди устье реки Мая, где мы собираемся уйти с Алдана и подняться по Мае, до Юдомы.

2013-08-16__18-25-10

 

Засыпаем с одной мыслью: как же нам сегодня повезло …

  • Химик  говорит:

    пейзаж на месте заброшенной стоянки промышлявших лесом — просто футуристический.
    чего тут только нет. от мощных катеров и тракторов до бутылок коллекционного шампанского.
    на этой стоянки с неожиданной стороны открылось одно из свойств Серёгиных кроссовок. Виталька заставил их прям засверкать для нас в новом свете.
    Ещё мне тут запомнилась пожаренная Андреем рыба. Было очень-очень вкусно. И Иваныч успел накоптить — тоже класс. Подземные гаражи (или что там такое было — тоже уникальная штука, не встречавшаяся ранее.

  • Директор  говорит:

    Дааа…
    «Андрей, дай закурить.
    Да и лодка одна уплыла…»
    Когда тебя будят такими фразами — адреналина столько! — шок,стресс.
    Как ещё это назвать ?
    Но после этого понимаешь — как мелочны эти проблемки — дождь,бензин,
    холод. Могло вот так всё закончиться…

Напишите комментарий