ЯКУТИЯ 2013 — 10 августа

В четыре часа ночи наш «УРАЛ» пришёл в Томмот. На въезде в город консультируемся с дружелюбными сотрудниками ГИБДД на предмет заправки и удобного места для стоянки на берегу. Водитель и владелец машины, наш проводник, житель Якутска Валерий Васютин колесит по тесным улочкам городка, едва вписываясь в повороты. Через полчаса подходящий участок берега найден, приступаем к разгрузке.

От сна решено отказаться. На рассвете машина уходит на АЗС, за бензином для лодок. А группа начинает собирать и комплектовать средства сплава. В процессе узнаём много нового. Должность «капитана Очевидность» в группе пока свободна, поэтому сакраментальная фраза «читайте инструкцию» так и не прозвучала. Учимся на ошибках, изобретаем велосипеды.

Самый неприятный сюрприз — несоответствие высоты транцев лодок моторам, которые мы распаковали только что. Все навесные двигатели, в рабочем режиме, располагаются существенно ниже нормы. Весь световой день уходит на конструирование: наращиваем транцы с помощью подручных материалов, снимаем-ставим моторы, делаем пробные заезды с грузом и без.

Разумеется, некоторые решения применяются впервые. В дело идут лодочные сиденья из многослойной фанеры, отверстия под болты с особой точностью делаем ручной дрелью, сами «пластилиновые» болты покупаем в хозмаге Томмота. Все понимают, что моторы на перекроенных транцах будут висеть три недели. И не просто висеть, а работать в предельно тяжёлых условиях. Есть о чём подумать…

стапель на Алдане

 

Молодёжь в группе традиционно беззаботна. Хулиганский принцип «мы сделаем это сегодня, а проблемы будут завтра» читается во взглядах. Единственную дрель им лучше не давать, иначе перегреют сверло. Единственное.

Дмитрий Андреевич

 

Впрочем, старшие товарищи тоже не особенно волнуются. Выше головы нам не прыгнуть и провести лабораторные исследования негде. Единственное что нужно — поднять лодки на глиссирование. Тогда будут выдержаны нормативы графика движения и расхода топлива. Остальное — мелочи.

Иван Иванович

 

Каждый мотор имеет разную длину сапога. Устанавливаем их на глаз, помня, что отрезать лишнего нельзя. Запасов пиломатериала нет, как нет и запаса времени. Сегодня нужно стартовать и пройти час-два с полной загрузкой. Виталий в обычной жизни работает аудитором и сейчас выполняет в чём-то схожие задачи. Рассчитать и проверить…

Виталий Владимирович

 

Первым на глиссер вышел Tohatsu, установленный на питерской лодке F450 от компании «Мнев». Его 25 лошадиных сил в дальнейшем не раз, по хорошему, нас удивляли. Дмитрий Анатольевич удивился раньше всех. На снимке он возвращается к берегу после удачного скоростного прогона.

Дмитрий Анатольевич

 

На закате, после череды перемещений груза и топлива между лодками, мы находим оптимальные варианты загрузки. Проведена безжалостная ревизия багажа, вторая по счёту (первая была в Якутске). На берегу остаются второй аккумулятор, новый генератор Honda, инструменты, продукты. Группа начинает водную часть путешествия. Нас провожают наши друзья, жители Томмота.

выход из Томмота

 

Стартуем в половине десятого. Небо кипит дождевыми тучами, быстро темнеет. В группе ощущается новое настроение, которого все ждали. Описать его проще всего одним «гагаринским» словом: — Поехали!

река Алдан в районе Томмота

 

Вопреки всем обстоятельствам, график передвижения удаётся выполнить. Лодки идут тяжело, однако, мы не гонимся за рекордом. Первое же хорошее место за Томмотом станет нашей стоянкой. Поэтому — вперёд!

ЯКУТИЯ 2013 — 10 августа: 24 комментария

  1. Это слабохарактерность директора — надо было заряжать соль и подгонять с 12 калибра тормозов! Ну и конечно когда нет рычагов для управления (все были уверены что директор дотащит его до финиша) — а надо было просто отставших лошадей пристреливать! :-)

  2. В свете этого мне очень импонирует идея катамарана и постоянного бивака на нём, по крайней мере стол,чай горячий,кухня и примусок позволит в течении дня иметь питание быстрое (тайгафудс) и на нём будет весь плавмаг (провиант и куханный скарп).Душик на нём мостыриться элементарно,умывальник, кресло директора опять же!
    На следующий год я уверен что мы так пройдём с Ниткана до Усть-Маи и потом через Лену до Якутска = 1800км по воде за 15 дней ЛЕГКО!
    Один катна 15-ке и две лодки на 25-ке, 7-8 человек , дежурные на Кате меняются посуточно по одному.

  3. На счет ката идея только для рек типа Алдана и Лены. На чем то более горном, это неуправляемый болид. Потом как показала наша практика мы в течении дня и так не останавливались на приготовление обеда. Опять же на мой взгляд планы закладываются очень оптимистичные. У ката и лодок будут очень разные скорости передвижения (соотвествено будут растягивания и отстования).

  4. Опять не понимание! Кат и нужен для больших рек как база, и дежурные на нём идут почти весь! световой день , а лодки могут себе позволить и порыбачить и поснимать и т.д.А точка базирования на вечер устанавливается ещё утром. И зря ты думаешь что кат по горным рекам вниз не сможет идти — вполне! И видео есть.. Конечно если его 2 тоннами загрузить , то даа просадка не позволит.
    За то как здорово — никого подгонять не надо с подьёмом — кат просто отчаливает в 8-00 на свой курс (установленная точка директором) , а лодыри могут сами всё дальше творить (без провианта и посуды).

  5. Как опять же показала практика выход одного судна (отставание) из поля зрения остальных, чреват проблемами. И опять же для будущих походов рации брать только одного стандарта ( а не так как у нас когда директор орет в свою японскую малютку, а в байкалах только хрюканье слышно).

  6. Опять же чисто гипотетически судно которое поидет последним или отстанет, так и не сможет догнать остальных и прийти к точке вечерней стоянки.

  7. Опять НЕ ПОНИМАНИЕ! Рации берите одного стандарта, я брал те , которые надо было откатать и снять… А то хаить то мы все горазды …
    По суднам — основой является КАТ — к нему вся привязка , он чётко проходит от точки А до точки В .Лодки , которые не дошли до этой точки (отмеченной заранее в навигаторах у каждого) отдыхают в свободном плавании…
    Все самостоятельные , а теперь уже и бывалые .
    Надо учитывать , что мы шли вообще не готовыми по этому маршруту — если на Юдому я каждый кустик по пути расчитал и выучил наизусть карту ,стоянки, днёвки,запасные стоянки — то здесь было всё с листа , точнее случайно…

  8. косяки есть и говорить о них нужно, что б не повторить в следующий раз.
    три пары кросовок сергея и одни брюки павла, разработка резервных маршрутов и режим движения, количество и качество некоторых продуктов и снаряжения, пьянство и дежурства, отсутствие женщин и теория кинематографа и т.п.

    тут будет не красиво. лучше отдельная ветка на ресурсе режиссера.

  9. «Лодки , которые не дошли до этой точки (отмеченной заранее в навигаторах у каждого) отдыхают в свободном плавании…»

    нас учили по другому.

  10. Согласен.
    Но надо брать армейский штамп! Людей не подготовленных (без одежды,сапог,головы и юмора) просто привязывать к дереву голым или лишать пайка на день, или оставлять на острове …

  11. Мы с тупыми людьми не то что в тайгу , просто не общаемся… И тупо отдыхающих на дне в спасжилетах даже задумываться спасать не будем . Детский сад и курсы «молодого бойца» уже все прошли…

  12. В Томмоте заправились топливом. Надо отметить, что недолива практически нет.
    Распределение веса шло не оптимально — не было опыта в этом вопросе. После старта явно перегруженный Мнев, так и не смог выйти на глиссер. Был скорее похож на баржу, чем на спортивную лодку. К тому же в таком режиме расходуется больше топлива и может именно этого нам чуть-чуть не хватило до следующей заправки.
    Возникла путаница в маркировке винтов — так и не разобрались полностью, какие у нас скоростные, а какие — грузовые.
    Хоть и оставили на берегу часть груза — этого оказалось не достаточно и в дальнейшем пришлось уже безжалостно оставлять часть груза на безлюдном берегу.
    Пробовали рыбачить, но безрезультатно. Даже режиссер)))

    Одним из самых удачных моментов нашей экспедиции считаю распределение людей по экипажам. Снимаю шляпу перед Директором, приложившим к этому руку. Итак:
    — властный, суровый, но романтичный внутри, пытающийся обхватить и заточить под себя необъятное Андрей и мега коммуникабельный, стойкий и позитивный, являющийся (осознано или нет) буфером Сергей.
    — вальяжный, южанин, привыкший к комфорту Павел и суперинтересный, притягивающий к себе харизмой и разнообразным опытом, бизнесмен-казанова-путешественник Андрей.
    — разносторонний, юный и мобильный Дмитрий в сочетании с умудренным профессором всяческих наук — Иваном.
    — ленивый Дмитрий и его антипод – Виталий. Одноклассники, и к тому же — схоженые в предыдущих путешествиях, а значит понимающие друг друга с полуслова.

    Отдельное СПАСИБО хочу сказать Валерию. Имел полное право привести, выгрузить и забить на всё, а поступил с точностью до наоборот. После долгой и тяжелой дороги, едва отдохнув, принял активное участие в подготовке к старту нашей группы.
    Гостеприимство и радушие, проявленное к нам в течение всего нашего пребывания в Якутии, не оставляют сомнений в том, что если бы он занялся турбизнесом, то явно бы преуспел в этом. Я уж не говорю, о потраченном времени, силах, снаряжении и финансах…
    Ещё раз СПАСИБО. Такое не часто встретишь. Запоминается навсегда.

  13. Вы вещи не укрывали что ли? Или просто обкатку делаете под загрузкой?
    Подскажите какая ваша средняя скорость была с 25-сильным мотором? А то нынче работали с 15-сильным на такой же лодке и там же — замучались телепаться… (вернутся против течения, если нужно, уже невозможно)

    1. Вещи все по отдельности — в своих гермах. Общими тентами тоже укрывали, но скорее, для меньшего сопротивления ветру и чтобы мелочёвка не разлеталась.

      Скорость на двухтактном «TOHATSU», со средней загрузкой, колеблется в районе 35 км\ч, но надо помнить следующее:
      1. эту лодку мы грузили больше остальных;
      2. она сама по себе тяжелее (пайолы) и шире остальных трёх;
      3. мы не всегда успевали держать нормальное давление в бортах и киле.

      На пустой лодке, с двумя людьми, по динамике старта — напоминает спорткар.

      Гружёная под завязку — на глиссер выходит с большим трудом, надо грамотно распределять груз. В этом смысле, полезно со стороны глядеть на среднюю линию по борту. Если она перегибается посередине — лучше перекладываться, иначе нос будет зарываться.

      Нынче, на Волге, мы троих человек на глиссер поднимали десятисильным «TOHATSU», но четырёхтактным. Мотор — сказка.

  14. я шел на этой 25-ке. Скорость по течению в этой экспедиции была от 35 до 45 км/ч (возростала пропорционально разгрузке к финалу путешествия).
    легко выходила на глисер и шла против течения.
    с этим были проблемы только в этот первый день, когда явно перегрузили судно выше крыши.
    это редкие кадры, где груз уложен не качественно и не укрыт. идти в тот день было не много и не стали заморачиваться. в остальное время и укладывали грамотно и укрывали.

  15. Спасибо за ответы.
    Как понял вы сплавлялись вскоре после нас (мы в июле от Томмота до Усть-Маи с работой, а там по быстрому до Хандыги дернули) У нас была одна такая же лодка с 15-сильным мотором (загруженная) и на тросе лодка 300-ка с оборудованием которое нежелательно держать рядом с бензином — максимальная скорость на прижимах была около 15-16 км, не больше (это до Белькачи, ниже скорость была уже меньше).

  16. нет, просто на глаз примерно сходная…
    хотя теперь понимаю, что у нас побольше была — «сан марин» на 1200 кг.
    Было с собой около 190 литров, если не изменяет память… к Усть-Мае осталось еще под 20 л. Правда на пустой лодке в несколько притоков в маршруты еще уходили.

Добавить комментарий