«РАЗБУШЛАТ» на семинаре компании «СУМЕКО»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я неслучайно обратился к вам именно так:
— во-первых, мы с вами, в той или иной степени, занимаемся продажами;
— во-вторых, дарим людям ощущение свободы.

И я не уверен, что присвоил правильную очерёдность этим двум занятиям. Однако, к делу.

экспедиционная группа Разбушлат

Мне повезло представлять здесь экспедиционную группу «Разбушлат», которая специализируется на организации и проведении туристических маршрутов высокой автономности по территории России. Сразу оговорюсь, что мы не катаем коммерческих туристов. Проведённые нами экспедиции не становятся «тропой здоровья», за нами не идут любители пляжного волейбола, треки из наших навигаторов не становятся предметом торга.

Ничего удивительного: мы проводим одну-две предельно сложных экспедиции в год. Сложность заключается, как уже сказано, в высокой автономности. Кроме того, от участников требуется физическая выносливость и устойчивость к стрессам. А ещё это дорого, во всех смыслах — и в денежном и во временном выражении.

ART_6468

Зачем мы это делаем?

Вопрос не особо актуальный в этой аудитории, потому что вы, господа, и сами всё знаете. Кто-то из вас живёт точно такой жизнью, кто-то время от времени в неё окунается, и все вы регулярно видите «вечных туристов» в своих салонах продаж. Поэтому, не будем говорить «взрослым о детях», а лучше коротко пройдём по этапам нашего пути.

2013-08-26__14-14-46

Костяк группы — уроженцы Крайнего Севера, второго после Оймякона, полюса холода в Северном полушарии. Первые совместные походы провели ещё будучи школьниками. Постепенно у всех появилась своя специализация в путешествиях. Пока вдруг не выяснилось, что мы можем решать самые сложные задачи, в том числе, в области экстремальных приключений. «Разбушлатовцы» состоялись как професссионалы: в охоте, на рыбалке, в сплаве по горным рекам, в трофи-рейдах, в горном туризме. А ещё — мы научились рассказывать о наших акциях зрителям и читателям. Пожалуй, вот отправная точка, с которой начался сегодняшний этап нашего дальнейшего развития.

экспедиционная группа Разбушлат

Слово «разбушлат» в 2004 году впервые прозвучало как официальное название внедорожного фестиваля, который мы проводим два раза в год, уже более десяти лет. Тогда, в поиске Яндекса по этому запросу было одно упоминание. Сегодня — более двух тысяч результатов.

ART_7518

И ещё одна оценка нашей деятельности, отчасти курьёзная: наши документальные фильмы размещают на пиратских обменниках и даже делают на них пародии. В России это означает настоящее признание.

В общем, мы поймали свой кураж. И пару лет назад перешли в категорию почти профессиональных бездельников путешественников. Почему почти? Потому что каждая экспедиция завершается с убытками. Почему так? По другому не получается, в условиях развивающейся экономики. За удовольствие надо платить, особенно за возможность жить так, как хочется.

Как именно? — спросите вы. И здесь мы оставляем наш коллектив, чтобы перейти к проекту, ради которого я отнимаю ваше время.

 

 

Отбросив телевизионный пафос и спецэффекты, что получаем в сухом остатке?

1. Мы действительно собираемся пройти одну из главных рек России, от истока до устья. Причём, стартовый переход сделаем по озеру Байкал.

2. Пять тысяч километров — правда. Скорее всего, будет километров на 300-500 больше, с учётом захода в притоки Лены. Сейчас мы не посчитаем точно, всё зависит от уровня воды и наличия льда. И это дистанция лишь в одну сторону…

3. Количество бензина — надеемся, окажется меньше. Если уложимся в шесть с половиной тонн — хорошо.

4. Про моторные лодки уточню: первые 250 км. от истока мы сплавимся на катамаранах. А ещё точнее — первые 30 км. пройдём пешком.

5. Первопрохождение — правда. Как правило, те, кто шли всю реку, начинали там, где Лена позволяет двигаться на моторах. Либо, проходили сплавом только верховья. Единственная, в современной истории, попытка взять всю реку, растянулась на шесть лет и осуществлялась в три этапа. Тогда, у самого финиша, одну из лодок участники едва не потеряли, попав в жестокий шторм. Их спасло чудо — буксир, который ползает в тех местах пару раз в неделю. Затопленную лодку подняли, людей спасли. С тех пор больше никто не пытался.

2013-08-26__08-56-08

В чём сложности?

На прошлой неделе стало окончательно ясно, что к пробегу можно прибавлять ещё более полутора тысяч километров. После финиша в Тикси, нам придётся перегонять лодки в Якутск. Наверное, достижение годится для книги рекордов Гиннеса, но у нас другие задачи. Тем не менее, масштаб замысла сложно представить.

Не скрою, до нас самих не вполне доходит соотношение времени и расстояния. Мы ни разу не работали на одном маршруте более трёх недель. Максимальная дистанция, пройденная нами на моторных лодках, составляет 1 300 км. Лена станет самым серьёзным испытанием для группы.

Первая часть маршрута начнётся в Иркутске. Там, после общения с региональной прессой, мы встанем на воду и по Ангаре выйдем в Байкал, где проведём один-два дня. На главном озере страны мы впервые опробуем лодки, которые сделаны для нас тремя питерскими изготовителями. И оценим работу моторов. Хотя, что их оценивать — Тохатсу они и на Байкале Тохатсу.

ART_7286

Далее, группа высадится на западный берег Байкала и уйдёт к истоку Лены — на попутном транспорте, на лошадях, пешком… в общем, всеми доступными способами. Лодки увезут на автомобилях в Бирюльку, село на берегу Лены. Там мы должны оказаться не позже, чем на седьмые сутки.

Этот участок станет хорошей проверкой физической формы участников: стартовый вес рюкзаков 40 кг., дистанция пешего хода не менее 60-ти км., на реке два непроходимых водопада, пятикилометровый каньон, который мы пройдём без просмотра, множество заломов и два постоянных завала, полностью перекрывающих русло.

9b009bec6d7b

автор фотографии неизвестен

Кроме того, никто не ходил от истока в начале мая. Даже егеря. При том, что снег и лёд стабильно лежат там в июне. Мы надеемся на ранюю весну, но реальность мало зависит от наших надежд.

27

автор фотографии неизвестен

Вторая часть маршрута, после выхода группы к Бирюльке, может считаться курортной. Лена становится судоходной ниже города Усть-Кут, а до него мы будем передвигаться по неширокому руслу, останавливаться в чистейших притоках и снимать материалы для наших партнёров в самых живописных местах южной Сибири.

Усть-Кут станет началом следующего этапа экспедиции: Лена в среднем течении — это активное судоходство и наибольшая плотность населения по берегам, вплоть до Якутска. Требуется постоянная концентрация внимания, сложно с ходу выбрать оптимальное место стоянки, немало времени уйдёт на встречи с местными жителями и сбор этнографического материала.

2013-08-13__15-01-44

Далее Якутск. Он станет ключевым пунктом нашего маршрута: в городе мы устроим очередную пресс-конференцию, проведём обслуживание технических средств и отдохнём перед заключительной частью экспедиции.

Далее — 1 700 километров, по самым безлюдным районам России, где плотность населения обозначается странной цифрой: менее 0,05 человека на квадратный километр. По реке Лене, через дельту общей площадью 45 тысяч квадратных километров, по морю Лаптевых, до посёлка Тикси, в котором живут пять тысяч человек, где экспедиция официально финиширует.

Tiksi13

автор фотографии неизвестен

Можно вспомнить ещё немного неизвестных: непредсказуемое качество топлива, постоянный встречный ветер, волна местами более метра, ледовые заторы, топляки, весенний паводок, затяжные дожди, голодные медведи и ещё внушительный перечень «факторов риска». Хотя, какие тут факторы?! Весь наш замысел, строго говоря — не блещет рациональностью.

Особенно, если вспомнить, что после официального торжественного финиша, наш коллектив развернётся и пройдёт ещё 1 700 километров, в обратном направлении, до города Якутска. Где состоится второй финиш, совсем не торжественный, но скажем так, более похожий на завершение маршрута. И только через пару недель после Тикси, если всё пройдёт штатно, случится самый настоящий финиш для всей группы — тот момент, когда мы окажемся дома и увидим свои семьи.

Которые, слава богу, не спрашивают, зачем это всё.

2013-08-20__09-30-08

И всё-таки, зачем? Что в результате?

Главное: река Лена впервые будет пройдена на серийных лодках, российской группой. Моторы Тохатсу, впервые в нашей стране, подвергнутся столь тяжёлому испытанию, в предельных режимах эксплуатации.

По результатам путешествия будут созданы несколько документальных фильмов и десятки клипов, которые увидит самая обширная аудитория: подписчики спутниковых пакетов вещания, зрители региональных эфирных и кабельных телестудий, пользователи интернета.

Мы разместим в сети текстовые и фотоотчёты, проложим наш маршрут на картах, ответим на сотни вопросов наших читателей. Бесплатные видеохостинги позволят привлечь целевую аудиторию, причём, с минимальными затратами и без ограничения по срокам. Всякий, кто захочет найти в рунете информацию о моторах Тохатсу, узнает о том, как мы рубились на этих моторах 7 000 километров, в пик паводка, там, где местами до сих пор единственный бензин — семьдесят второй.

2013-08-26__08-25-26

Что ещё?

Ах да, вот хорошее многоточие для завершения нашей встречи. Цитата из новостей прошлой недели:

«Яндекс стал крупнейшим медиа РФ по объёму выручки 2013 году. После публикации годового отчёта лидера прежних лет «Первого канала», стало известно, что телеканал выручил на четверть меньше поисковика. В абсолютных цифрах Яндекс в 2013 получил 35,7 млрд руб. против 29,6 млрд руб. выручки «Первого»».

Монополии уходят. Остаётся настоящее!

Сергей Шинкарев
Фотографии — Сергей Шинкарев и Артур Лаутеншлегер

Напишите комментарий